ЛИНОГРАВЮ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИНОГРАВЮ́РА (от новолат. linoleum – линолеум, от лат. linum – лён и oleum – масло, и гравюра), выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Поверхность листа шлифуют пемзой, рисунок наносят непосредственно на линолеум или на спец. грунт, используя разл. резцы (штихели). Оттиск получают, прижимая или притирая лист к покрытой краской поверхности линолеума. Техника Л. отличается лаконизмом худож. языка, живописной прорисовкой рисунка с резкими контрастами чёрного и белого, допускает воспроизведение цветного изображения. Благодаря мягкости материала обеспечивает достаточно большое число оттисков. Стилистически близкая по технике к торцовой ксилографии, Л. развивалась самостоят. путём. Используется для иллюстрирования книг и журналов, а также при создании постеров и репродукций.
Исторический очерк. Л. возникла в нач. 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–50-е гг. Под влиянием ксилографии сложился декоративно-обобщённый стиль Л., в котором осн. выразит. роль играли силуэт и гладкое красочное пятно; в дальнейшем своеобразный худож. язык Л. развивался и совершенствовался. Одними из первых мастеров Л. были художники-экспрессионисты группы «Мост». В технике Л. также работали: А. Матисс (в 1938–52 создал ок. 70 Л.), П. Пикассо (с 1959 проводил эксперименты в области печати с использованием разл. цветов в одном шаблоне), Ф. Мазерель; К. Флайт в Англии; Э. Паккард и Б. Рэндолл в США; П. Нильсен в Дании; Р. Босман в Австралии. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности Л. получила широкое распространение в странах, где развивалось иск-во, обращённое к широким массам, особенно в Лат. Америке (творчество гравёров «Мастерской народной графики» в Мексике – Л. Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса; «Клуба друзей гравюры» в Бразилии – К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.; А. Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине; К. Эрмосильи Альвареса в Чили).
В России Л. появилась ок. 1907. Первыми мастерами Л. были И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, который работал гл. обр. в области пейзажной многокрасочной гравюры. Павлов способствовал широкому внедрению Л. в практику книжного дела; с 1909 он в моск. типографии И. Д. Сытина начал заменять Л. цинкографию и литографию для печатания обложек и иллюстраций детских книг; в изд-ве И. Н. Кнебеля предпринял первые опыты воспроизведения методом Л. изображений на переплётах книг. В первые годы после 1917, когда отсутствие цинка заставило вернуться к ручным репродукционным процессам, методом Л. иллюстрировался ж. «Творчество» (1918–22). В области цветной Л. активно работал И. А. Соколов (портреты, пейзажи, натюрморты), чёрно-белой – А. Г. Якимченко, С. Б. Юдовин; в технике Л. работали также А. А. Дейнека, В. М. Ермолаева, В. Д. Замирайло, В. И. Козлинский, К. Е. Костенко, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, Л. С. Попова, А. М. Родченко, О. В. Розанова, П. Н. Староносов, В. Ф. Степанова, Е. И. Турова, А. А. Успенский, Н. М. Чернышёв, В. А. Фаворский, С. Б. Юдовин. В 1960–90-е гг. Л. служила гл. обр. для создания станковых листов (Л. А. Ильина, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров), реже она применялась в области книжной иллюстрации (В. М. Волович и др.).