Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИНОГРАВЮ́РА

Авторы: Е. Л. Немировский (исторический очерк), С. И. Стефанов

ЛИНОГРАВЮ́РА (от но­во­лат. linoleum – ли­но­ле­ум, от лат. linum – лён и oleum – мас­ло, и гра­вю­ра), вы­пук­лая гра­вю­ра на ли­но­ле­уме или сход­ных с ним по­ли­мер­ных ма­те­риа­лах; руч­ной вид пе­чат­ной гра­фи­ки. По­верх­ность лис­та шли­фу­ют пем­зой, ри­су­нок на­но­сят не­по­сред­ст­вен­но на ли­но­ле­ум или на спец. грунт, ис­поль­зуя разл. рез­цы (шти­хе­ли). От­тиск по­лу­ча­ют, при­жи­мая или при­ти­рая лист к по­кры­той крас­кой по­верх­но­сти ли­но­ле­ума. Тех­ни­ка Л. от­ли­ча­ет­ся ла­ко­низ­мом ху­дож. язы­ка, жи­во­пис­ной про­ри­сов­кой ри­сун­ка с рез­ки­ми кон­тра­ста­ми чёр­но­го и бе­ло­го, до­пус­ка­ет вос­про­из­ве­де­ние цвет­но­го изо­бра­же­ния. Бла­го­да­ря мяг­ко­сти ма­те­риа­ла обес­пе­чи­ва­ет дос­та­точ­но боль­шое чис­ло от­тис­ков. Сти­ли­сти­че­ски близ­кая по тех­ни­ке к тор­цо­вой кси­ло­гра­фии, Л. раз­ви­ва­лась са­мо­сто­ят. пу­тём. Ис­поль­зу­ет­ся для ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния книг и жур­на­лов, а так­же при соз­да­нии по­сте­ров и ре­про­дук­ций.

Линогравюра. П. Пикассо. «Женщина в шляпе». 1962.

Ис­то­ри­че­ский очерк. Л. воз­ник­ла в нач. 20 в.; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла в 1920–50-е гг. Под влия­ни­ем кси­ло­гра­фии сло­жил­ся де­ко­ра­тив­но-обоб­щён­ный стиль Л., в ко­то­ром осн. вы­ра­зит. роль иг­ра­ли си­лу­эт и глад­кое кра­соч­ное пят­но; в даль­ней­шем свое­об­раз­ный ху­дож. язык Л. раз­ви­вал­ся и со­вер­шен­ст­во­вал­ся. Од­ни­ми из пер­вых мас­те­ров Л. бы­ли ху­дож­ни­ки-экс­прес­сио­ни­сты груп­пы «Мост». В тех­ни­ке Л. так­же ра­бо­та­ли: А. Ма­тисс (в 1938–52 соз­дал ок. 70 Л.), П. Пи­кас­со (с 1959 про­во­дил экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти пе­ча­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем разл. цве­тов в од­ном шаб­ло­не), Ф. Ма­зе­рель; К. Флайт в Анг­лии; Э. Пак­кард и Б. Рэн­долл в США; П. Ниль­сен в Да­нии; Р. Бос­ман в Ав­ст­ра­лии. Бла­го­да­ря срав­ни­тель­ной про­сто­те ис­пол­не­ния и боль­шой ти­раж­но­сти Л. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в стра­нах, где раз­ви­ва­лось иск-во, об­ра­щён­ное к ши­ро­ким мас­сам, осо­бен­но в Лат. Аме­ри­ке (твор­че­ст­во гра­вё­ров «Мас­тер­ской на­род­ной гра­фи­ки» в Мек­си­ке – Л. Мен­де­са, А. Бельт­ра­на, А. Гар­сии Бус­то­са; «Клу­ба дру­зей гра­вю­ры» в Бра­зи­лии – К. Склиа­ра, Р. Кац, В. Пра­ду и др.; А. Р. Ви­го и Н. Оноф­рио в Ар­ген­ти­не; К. Эр­мо­си­льи Аль­ва­ре­са в Чи­ли).

Линогравюра. В. И. Козлинский. «Митинг». 1919.

В Рос­сии Л. поя­ви­лась ок. 1907. Пер­вы­ми мас­те­ра­ми Л. бы­ли И. Н. Пав­лов, Н. А. Ше­вер­дя­ев, В. Д. Фа­ли­ле­ев, ко­то­рый ра­бо­тал гл. обр. в об­лас­ти пей­заж­ной мно­го­кра­соч­ной гра­вю­ры. Пав­лов спо­соб­ст­во­вал ши­ро­ко­му вне­дре­нию Л. в прак­ти­ку книж­но­го де­ла; с 1909 он в моск. ти­по­гра­фии И. Д. Сы­ти­на на­чал за­ме­нять Л. цин­ко­гра­фию и ли­то­гра­фию для пе­ча­та­ния об­ло­жек и ил­лю­ст­ра­ций дет­ских книг; в изд-ве И. Н. Кне­бе­ля пред­при­нял пер­вые опы­ты вос­про­из­ве­де­ния ме­то­дом Л. изо­бра­же­ний на пе­ре­плё­тах книг. В пер­вые го­ды по­сле 1917, ко­гда от­сут­ст­вие цин­ка за­ста­ви­ло вер­нуть­ся к руч­ным ре­про­дук­ци­он­ным про­цес­сам, ме­то­дом Л. ил­лю­ст­ри­ро­вал­ся ж. «Твор­че­ст­во» (1918–22). В об­лас­ти цвет­ной Л. ак­тив­но ра­бо­тал И. А. Со­ко­лов (порт­ре­ты, пей­за­жи, на­тюр­мор­ты), чёр­но-бе­лой – А. Г. Яким­чен­ко, С. Б. Юдо­вин; в тех­ни­ке Л. ра­бо­та­ли так­же А. А. Дей­не­ка, В. М. Ер­мо­лае­ва, В. Д. За­ми­рай­ло, В. И. Коз­лин­ский, К. Е. Кос­тен­ко, Б. М. Кус­то­ди­ев, Д. И. Мит­ро­хин, Л. С. По­по­ва, А. М. Род­чен­ко, О. В. Ро­за­но­ва, П. Н. Ста­ро­но­сов, В. Ф. Сте­па­но­ва, Е. И. Ту­ро­ва, А. А. Ус­пен­ский, Н. М. Чер­ны­шёв, В. А. Фа­вор­ский, С. Б. Юдо­вин. В 1960–90-е гг. Л. слу­жи­ла гл. обр. для соз­да­ния стан­ко­вых лис­тов (Л. А. Иль­и­на, И. В. Го­ли­цын, Г. Ф. За­ха­ров), ре­же она при­ме­ня­лась в об­лас­ти книж­ной ил­лю­ст­ра­ции (В. М. Во­ло­вич и др.).

Лит.: Flight C. Lino-cuts. L., 1927; Ста­ро­но­сов П. Н. Гра­вю­ра на ли­но­ле­уме. М.; Л., 1938; Belves P. Linogravure. [P.], 1947; Пав­лов И. Н., Ма­то­рин М. В. Тех­ни­ка гра­вю­ры на де­ре­ве и ли­но­ле­уме. 2-е изд. М., 1952; Rothenstein M. Linocuts and woodcuts. N. Y., 1962; Ку­ра­шев В. В. Гра­вю­ра на ли­но­ле­уме. М.; Л., 1965; Kafka F. J. Linoleum block prin­ting. N. Y., 1972; Elfrink T. Gravure sur bois et linogravures. P., 1973; Berger R. La gravure sur linoleum. P., 1978; Werndl E. Der Linolschnitt. Lpz., 1984; Lieberman W. S., McVinney L. D. Picasso li­noleum cuts. N. Y., 1985.

Вернуться к началу