Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВО́

ЛЕВО́, Ле Во (Leveau, Le Vau) Луи (1612 или 1613 – 11.10.1670, Па­риж), франц. ар­хи­тек­тор. Сын ка­мен­щи­ка, учил­ся сна­ча­ла у сво­его от­ца, за­тем у М. Вил­ле­до, ис­пы­тав влия­ние идей С. Деб­ро­са и Ф. Ман­са­ра, а так­же тра­ди­ций ка­мен­но-кир­пич­но­го зод­че­ст­ва то­го вре­ме­ни. Один из соз­да­те­лей сти­ля франц. клас­си­циз­ма 17 в. с его мно­го­числ. ба­роч­ными чер­та­ми. С кон. 1630-х до сер. 1650-х гг. Л. про­ек­ти­ро­вал особ­ня­ки па­риж­ской зна­ти, в боль­шин­ст­ве сво­ём не со­хра­нив­шие­ся. Про­ек­ты Л., об­раз­цом ко­то­рых яв­ля­ет­ся отель Лам­бер (1639–42), оз­на­ме­но­ва­ли со­бой но­вый этап во франц. жи­лом строи­тель­ст­ве. Их ха­рак­те­ри­зу­ют варьи­ро­ва­ние тра­диц. франц. схе­мы «до­ма ме­ж­ду дво­ром и са­дом», сво­бод­ные пла­ны, адап­ти­ро­ван­ные к фор­ме уча­ст­ка за­строй­ки, прин­цип про­ек­ти­ро­ва­ния от ин­терь­е­ра к фа­са­ду, от­ве­чаю­щий тре­бо­ва­ни­ям удоб­ст­ва, но­вое от­но­ше­ние к де­ко­ру.

Фото В. М. Паппе Л. Лево. Большой овальный салон замка Во-ле-Виконт. 1656–61.

С 1654 «пер­вый ар­хи­тек­тор ко­ро­ля»; осу­ще­ст­вил пе­ре­строй­ку за­го­род­ных двор­цо­во-пар­ко­вых ре­зи­ден­ций: па­виль­о­нов ко­ро­ля и ко­ро­ле­вы в Вен­сенн­ском зам­ке (с 1654), за­ни­мал­ся ра­бо­та­ми (вклю­чав­ши­ми са­до­во-пар­ко­вую ар­хи­тек­ту­ру: ле­ст­ни­цы, гро­ты, во­до­па­ды) в зам­ках Сен-Клу (на­ча­ло строи­тель­ст­ва в 1655), Бас­виль (1660), в Фон­тенб­ло («Пар­тер де Тибр», 1662). Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве Лув­ра (1654–70), на­ря­ду с Ш. Леб­ре­ном и К. Пер­ро; вхо­дил в на­зна­чен­ный Ж. Б. Коль­бе­ром «ма­лый со­вет», раз­ра­ба­ты­вав­ший вост. фа­сад Лув­ра. В со­труд­ни­че­ст­ве с Ш. Леб­ре­ном и А. Ле­нот­ром соз­дал ан­самбль зам­ка Во-ле-Ви­конт (1656–61), пред­вос­хи­тив­ший Вер­саль взаи­мо­свя­зан­но­стью двор­ца и ок­ру­жаю­ще­го про­стран­ст­ва, их под­чи­нён­но­стью еди­но­му ре­гу­ляр­но­му пла­ни­ро­воч­но­му прин­ци­пу. Л. тра­ди­ци­он­но счи­та­ют ав­то­ром 1-го эта­па пе­ре­строй­ки Вер­саль­ско­го двор­ца с его не­обыч­ным для Фран­ции пар­ко­вым фа­са­дом (тер­ра­сой, пло­ской кров­лей и рус­то­ван­ным на итал. ма­нер цо­ко­лем).

Воз­ве­дён­ный в Па­ри­же Кол­леж че­ты­рёх на­ций (1662–70; стро­ил­ся до 1688; ны­не Ин-т Фран­ции) с фа­са­дом, центр ко­то­ро­го пла­сти­че­ски вы­де­лен груп­па­ми ко­лонн и ку­по­лом, а по­лу­кру­жия крыль­ев раз­вёр­ну­ты в сто­ро­ну на­бе­реж­ной Се­ны и Лув­ра, сыг­рал важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии ан­самб­ля цен­тра го­ро­да. Брат (и уче­ник) Л. – арх. Фран­суа Ле­во (1624–76).

Лит.: Feldmann D. Maison Lambert, Maison Hesselin und andere Bauten von Louis Le Vau (1612/13–1670) auf der Ile Saint-Louis in Pa­ris. Hamb., 1976; Minguet P. La France baro­que. P., 1988; The triumph of the baroque: ar­chi­tec­ture in Europe 1600–1750. (Cat.). [Ro­ma], 1999.

Вернуться к началу