Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУБАЧИ́НСКАЯ ОБРАБО́ТКА МЕТА́ЛЛА

Авторы: Т. Л. Астраханцева
Кубачинская обработка металла. Сабля с ножнами. Сталь, слоновая кость, серебро, золото. Ковка, инкрустация, гравировка, эмаль, чернь, позолота. Кон. 19 – нач. 20 вв. Клинок иранской работы (19 в.). Эр...

КУБАЧИ́НСКАЯ ОБРАБО́ТКА МЕТА́ЛЛА, тра­диц. да­ге­стан­ский ху­дож. про­мы­сел с цен­тром в пос. Ку­ба­чи. Из­де­лия ку­ба­чин­ских мас­те­ров бы­ли из­вест­ны в 7 в., ко­гда они уже вы­со­ко це­ни­лись в За­кав­ка­зье и в стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка: нож­ны са­бель и кин­жа­лов, ук­ра­шен­ные се­реб­ром с чер­нью, зо­ло­той на­сеч­кой по ста­ли и сло­но­вой кос­ти, от­ли­ча­лись кра­со­той узо­ра и со­вер­шен­ст­вом тех­ни­ки; при­ме­ня­лись так­же ме­ст­ные приё­мы че­кан­ки. К 16–18 вв. от­но­сит­ся рас­цвет ор­на­мен­таль­но­го твор­че­ст­ва ку­ба­чин­цев: скла­ды­ва­ют­ся ти­пы ор­на­мен­та «тут­та» («вет­ка») и «мар­ха­рай» («за­рос­ли»). Ку­ба­чин­ские мас­те­ра из­го­тов­ля­ли так­же се­реб­ря­ные пряж­ки и на­клад­ки для поя­сов, га­зы­ри, брас­ле­ты, серь­ги и др. юве­лир­ные из­де­лия. В 18–19 вв. мас­тера К. о. м. стре­ми­лись под­чёр­ки­вать пла­стич­ность форм пред­ме­та, сдер­жан­но при­ме­ня­ли по­зо­ло­ту; ча­ще из­го­тов­ля­лись се­реб­ря­ные поя­са с пряж­ка­ми для нац. кос­тю­мов, со­еди­нён­ные шар­ни­ра­ми се­реб­ря­ные зве­нья для жен­ских поя­сов, ни­зан­ные зве­нья для уз­ких ко­жа­ных муж­ских рем­ней. В кон. 19 в. пре­об­ла­да­ли из­де­лия со ска­нью.

В кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. про­мы­сел пе­ре­жи­вал упа­док; воз­ро­ж­дён в 1924, ко­гда бы­ла ос­но­ва­на ар­тель «Ху­дож­ник» (в 1960 пре­об­ра­зо­ва­на в Ку­бачин­ский ху­дож. ком­би­нат). В 1930-х гг. ра­бо­та­ли вы­даю­щие­ся мас­те­ра К. о. м. – гра­вё­ры и эмаль­е­ры бр. Б. и А. Топ­чие­вы, С. Ма­го­ме­дов, а так­же мас­те­ра на­сеч­ки по кос­ти (Ш. Хар­ту­мов) и ста­ли (Ш. Али­ев). Вы­пус­ка­лись но­вые из­де­лия – под­но­сы, мо­лоч­ни­ки, чай­ни­ки, стоп­ки, пе­реч­ни­цы, са­хар­ни­цы, порт­си­га­ры, раз­ра­бо­тан­ные Г. Ки­ше­вым и А. Ах­ме­до­вым. В 1940–50-х гг. зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся круг не­тра­диц. из­де­лий (письм. при­бо­ры, под­ста­кан­ни­ки). В 1960-х гг. на­ча­лись по­ис­ки но­вых нац. форм для совр. из­де­лий. Боль­шое влия­ние на совр. мас­те­ров про­дол­жа­ет ока­зы­вать твор­че­ст­во ве­ду­щих мас­те­ров К. о. м., хра­ни­те­лей тра­ди­ций про­мыс­ла (Р. Али­ха­нов, Г. Ма­го­ме­дов, Г. Ки­шев).

Лит.: Ива­нов А. А. Ис­кус­ст­во Ку­ба­чи. [Аль­бом]. Л., 1976.

Вернуться к началу