Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСИЛОГРА́ФИЯ

Авторы: С. И. Стефанов (техника ксилографии). 
Ксилография. Э. Нольде. «Пророк». 1912.
Ксилография. Харунобу Судзуки. «Две девушки с гусями». Сер. 18 в.

КСИЛОГРА́ФИЯ (от кси­ло... и ...гра­фия), древ­ней­ший вид гра­вю­ры на де­рев. дос­ке, один из спо­со­бов вы­со­кой пе­ча­ти. Пе­чат­ная фор­ма (кли­ше) соз­да­ёт­ся руч­ным гра­ви­ро­ва­ни­ем ри­сун­ка. Су­ще­ст­ву­ет две осн. раз­но­вид­но­сти К.: об­рез­ная (про­доль­ная) и тор­цо­вая (то­но­вая). Об­рез­ная К. вы­пол­ня­ет­ся на хо­ро­шо от­шли­фо­ван­ной по­верх­но­сти дос­ки, по­лу­чен­ной про­доль­ным рас­пи­лом дре­ве­си­ны из мяг­ких и сред­ней твёр­до­сти по­род де­ревь­ев (яб­ло­ня, клён, оль­ха и др.). На по­верх­ность дос­ки пе­ром или ки­стью на­но­сит­ся ри­су­нок. За­тем но­жа­ми разл. фор­мы и раз­ме­ров с двух сто­рон об­ре­за­ют­ся ли­нии изо­бра­же­ния, а про­бе­лы ме­ж­ду ни­ми вы­би­ра­ют­ся на глу­би­ну 2–5 мм с по­мо­щью до­ло­та, ста­ме­ски. На дос­ку с вы­пук­лым изо­бра­же­ни­ем ва­ли­ком или там­по­ном на­но­сят ти­по­граф­скую крас­ку и вруч­ную с по­мо­щью ва­ли­ка или на пе­чат­ном стан­ке при­ка­ты­ва­ют бу­ма­гу, на ко­то­рой по­лу­ча­ет­ся от­пе­ча­ток ри­сун­ка в зер­каль­ном ото­бра­же­нии. При др. спо­со­бе об­рез­ной К. на дос­ках про­доль­но­го рас­пи­ла про­ри­со­вы­ва­ют (обыч­но шти­хе­лем) уто­п­лен­ное изо­бра­же­ние по от­но­ше­нию к фо­ну, ко­то­рый слу­жит пе­ча­таю­щим эле­мен­том. Для тор­цо­вой К. ис­поль­зу­ют дос­ки, по­лу­чен­ные по­пе­реч­ным рас­пи­лом, из де­ревь­ев твёр­дых по­род (паль­ма, виш­ня, сам­шит, бук и др.), на­но­ся ри­су­нок штри­ха­ми шти­хе­лем, об­ра­зую­щим тон­кие ли­нии, ком­би­на­ции ко­то­рых сни­жают на­сы­щен­ность изо­бра­же­ния. В от­тис­ке по­яв­ля­ют­ся свет­лые от­тен­ки, при­даю­щие ему лёг­кость, по­это­му та­кую гра­вю­ру на­зы­ва­ют так­же то­но­вой. Су­ще­ст­ву­ет цвет­ная К., для вы­пол­не­ния ко­то­рой не­об­хо­ди­мо 3 и бо­лее до­сок, ка­ж­дая из ко­то­рых по­кры­вает­ся крас­кой со­от­вет­ст­вую­ще­го от­тен­ка. Как срав­ни­тель­но про­стой и де­шёвый спо­соб пе­ча­ти, К. из­дав­на ис­поль­зо­ва­лась для соз­да­ния ил­лю­ст­ра­ций в пе­чат­ных кни­гах, отд. ре­про­дук­ций, аль­бо­мов. Дос­то­ин­ст­во К. (осо­бен­но тор­цо­вой) – стой­кость пе­чат­ных форм, вы­дер­жи­ваю­щих до нескольких ты­сяч от­тис­ков, од­на­ко с по­яв­ле­ни­ем ком­пь­ю­тер­ной гра­фи­ки при­ме­не­ние К. зна­чи­тель­но со­кра­ти­лось.

Ксилография. М. И. Пиков. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1961.

Ис­то­ри­че­ский очерк. Об­рез­ная К. воз­ник­ла в Ки­тае (упо­ми­на­ет­ся с 6 в.). Её по­яв­ле­ние тех­ни­че­ски свя­за­но с пе­ча­тани­ем тка­ней по­сред­ст­вом де­рев. шаб­ло­нов; сти­му­лом к рас­про­стра­не­нию К. ста­ло из­го­тов­ле­ние бу­ма­ги вме­сто пер­га­мен­та. В Ев­ро­пе К. воз­ник­ла на ру­бе­же 14–15 вв. (в Ита­лии, Гер­ма­нии и др.). Пер­вые К. – пре­им. ре­лиг. со­дер­жа­ния, вы­пол­не­ны кон­тур­ны­ми ли­ния­ми и час­то рас­кра­ше­ны от ру­ки; рас­про­стра­ня­ют­ся так­же К. на свет­ские те­мы (иг­раль­ные кар­ты, аз­бу­ки, ка­лен­да­ри). Ок. сер. 15 в. поя­ви­лись т. н. блоч­ные кни­ги – се­рии изо­бра­же­ний с ко­рот­ки­ми по­яс­не­ния­ми, вы­ре­зан­ные на од­ной дос­ке, обыч­но ре­лиг.-ди­дак­тич. ха­рак­те­ра. По­сле изо­бре­те­ния под­виж­но­го ал­фа­ви­та (с сер. 15 в.) К. от­де­ля­ет­ся от тек­ста, пре­вра­ща­ет­ся в ил­лю­ст­ра­цию, со­про­во­ж­даю­щую текст. Рас­цвет К. и гар­мо­нич­ное объ­е­ди­не­ние тек­ста с ил­лю­ст­ра­ция­ми при­хо­дят­ся на 1470–1550. В эпо­ху кре­сть­ян­ских вол­не­ний в Гер­ма­нии и Ни­дер­лан­дах в 16 в. наи­боль­ше­го раз­ма­ха дос­ти­га­ет гра­фи­ка в тех­ни­ке К. в ви­де лу­боч­ных «ле­ту­чих ли­ст­ков», ка­ри­ка­тур и т. п. Круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми К. в кон. 15 – нач. 16 вв. бы­ли А. Дю­рер и Х. Холь­бейн Млад­ший (мно­го­числ. К. по его ри­сун­кам испол­ня­лись разл. рез­чи­ка­ми и пе­чат­ни­ка­ми). Круп­ным цен­тром итал. К. яв­ля­лась Ве­не­ция (Н. Больд­ри­ни, Дж. Ско­ла­ри и др.). В нач. 16 в. в Гер­ма­нии воз­ни­ка­ет цвет­ная К. (Л. Кра­нах Стар­ший, X. Бур­гк­майр, X. Баль­дунг). Изо­бре­та­те­лем цвет­ной К. в Ита­лии счи­тает­ся У. да Кар­пи (см. Кья­ро­ску­ро); в этой тех­ни­ке ра­бо­та­ли Д. Бек­ка­фу­ми, А. да Трен­то, А. Ан­д­реа­ни и др. Книж­ная К. по­яв­ля­ет­ся в Бе­ло­рус­сии, Лит­ве, Ук­раи­не в свя­зи с из­да­тель­ской дея­тель­но­стью Ф. Ско­ри­ны.

Вы­со­ки­ми дос­ти­же­ния­ми тех­ни­ки К. от­ме­че­но япон. иск-во. Толч­ком для раз­ви­тия япон. К. по­слу­жи­ли об­раз­цы, по­лу­чен­ные из Ки­тая (в 16 в. воз­ник­ла цвет­ная К.). С 17 в. в Япо­нии поя­ви­лись ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные кни­ги, гра­ви­ров. ка­лен­да­ри, по­здра­вит. кар­точ­ки («су­ри­мо­но») и т. д., а с 1660-х гг. – эс­там­пы свет­ско­го со­дер­жа­ния, свя­зан­ные с ху­дож. шко­лой укиё-э. Япон. К. бо­га­та по­этич. ас­со­циа­ция­ми, сим­во­ла­ми, ме­та­фо­ра­ми [ху­дож­ни­ки Оку­му­ра Ма­са­но­бу, Ха­ру­но­бу Суд­зу­ки, Ки­та­га­ва Ута­ма­ро, Тё­сю­сай Ся­ра­ку, Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай, Ута­га­ва Хи­ро­си­гэ (Ан­до)]. Ув­ле­че­ние япон. К. ока­за­ло влия­ние на ев­роп. жи­во­пись и гра­фи­ку 2-й пол. 19 в. В ев­роп. иск-ве 18–19 вв. К. по­сте­пен­но ус­ту­па­ла ме­сто по­пу­ляр­ной в то вре­мя ре­про­дук­ци­он­ной гра­вю­ре на ме­тал­ле. Тех­ника тор­цо­вой К., изо­бре­тён­ная Т. Бьюи­ком в 1780-х гг., по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 19 в.

Воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к К., по­ис­ки при­су­щих ей спе­ци­фич. ху­дож. осо­бен­но­стей свя­за­ны со сти­лем мо­дерн, чер­ты ко­то­ро­го на­ме­ти­лись в оформ­ле­нии книг У. Мор­ри­сом, гра­вю­рах П. Го­ге­на. На ру­бе­же 19–20 вв. сло­жил­ся свое­об­раз­ный де­ко­ра­тив­но-уп­ро­щён­ный, изящ­ный, по­стро­ен­ный на рит­мич. иг­ре мяг­ких пя­тен и си­лу­этов стиль, об­щий для К. и ли­но­гра­вю­ры (Ф. Вал­лот­тон, брит. ху­дож­ни­ки У. Ни­кол­сон, Г. Крэг, О. Бёрд­с­ли). В 20 в. для мн. ху­дож­ни­ков ха­рак­тер­ны экс­прес­сия, кон­тра­ст­ность пя­тен, об­ра­ще­ние к тра­ди­ци­ям нар. куль­ту­ры, вни­ма­ние к со­ци­аль­ным про­бле­мам (твор­че­ст­во Ф. Ма­зе­ре­ля, К. Коль­виц, Р. Кен­та, А. Де­ре­на, X. Г. По­са­ды и др.). Осо­бен­но на­пря­жён­ная, рез­кая кон­тра­ст­ность от­ли­ча­ет К. мас­те­ров, близ­ких к экс­прес­сио­низ­му: Э. Мун­ка, Т. Ку­ли­се­ви­ча (в Поль­ше), ху­дож­ни­ков груп­пы «Мост», в т. ч. Э. Ноль­де и Э. Л. Кирх­не­ра. Свое­об­раз­ные шко­лы К. сло­жи­лись в Ук­раи­не (В. И. Ка­си­ян), Лат­вии (П. Упи­тис). Зна­чит. ра­бо­ты соз­да­ли В. Клем­ке в Гер­ма­нии, Я. Рам­бо­усек в Че­хии, Дж. Ан­д­рее­вич-Кун в Сер­бии.

В Рос­сии К. рас­про­стра­ни­лась с 16 в. бла­го­да­ря из­да­тель­ской дея­тель­но­сти И. Фё­до­ро­ва, П. Мсти­слав­ца и др. В 19 в. по­яв­ля­ет­ся ре­про­дук­ци­он­ная тор­цо­вая К. (Е. Е. Бер­нард­ский, К. К. Клодт, Л. А. Се­ря­ков). На ру­бе­же 19–20 вв. на­чи­на­ет­ся рас­цвет ав­тор­ской К. (В. Д. Фа­ли­ле­ев, В. В. Кан­дин­ский, А. П. Ост­ро­умо­ва-Ле­бе­де­ва). Тра­ди­ции реа­ли­стич. К. про­дол­жа­ет И. Н. Пав­лов, клас­си­ци­стич. К. – П. А. Шил­лин­гов­ский. В тех­ни­ке тор­цо­вой К. в 1910–20-х гг. ра­бо­та­ли Н. Н. Ку­прея­нов, А. И. Крав­чен­ко, Л. С. Хи­жин­ский, П. Я. Пав­ли­нов. Осо­бое зна­че­ние в иск-ве книж­ной гра­фи­ки име­ет твор­че­ст­во В. А. Фа­вор­ско­го, по-но­во­му ос­мыс­лив­ше­го ху­дож. сред­ст­ва К., и мас­те­ров его шко­лы (А. Д. Гон­ча­ров, М. И. Пи­ков, Ф. Д. Кон­стан­ти­нов и др.). Во 2-й пол. 20 в. в тех­ни­ке К. ра­бо­та­ют Д. С. Бис­ти, И. В. Го­ли­цын, Г. Ф. За­ха­ров, Н. И. Пис­ка­рёв, П. Н. Ста­ро­но­сов.

Лит.: Glaser C. Gotische Holzschnitte. B., 1923; Avermaete R. La gravure sur bois moderne de l’Occident. P., 1928; Кри­стел­лер П. Ис­то­рия ев­ро­пей­ской гра­вю­ры XV–XVIII вв. М., 1939; Си­до­ров А. А. Древ­не­рус­ская книж­ная гра­вю­ра. М., 1951; Hillier J. R. Japanese mas­ters of the colour print. L., 1954; Во­ро­но­ва Б. Япон­ская гра­вю­ра: [Аль­бом]. М., 1963; Hind A. M. An introduction to a history of woodcut, with a detailed survey of work done in the fifteen century. N. Y., 1963. Vol. 1–2; Musper H. T. Der Holzschnitt in fünf Jahrhunderten. Stuttg., 1964; Strauss W. L. Chiaroscuro: the clair-obscur woodcuts by the German and Ne­therlandish masters of the XVIth and XVIIth centuries. L., 1973; Жу­ров А. П., Треть­я­ков Е. М. Гра­вю­ра на де­ре­ве. М., 1977; Körner H. Der früheste deutsche Einblattholzschnitt. Mit­tenwald, 1979; Ро­за­но­ва Н. Н. Мо­с­ков­ская книж­ная кси­ло­гра­фия 1920–30-х гг. М., 1982; Вип­пер Б. Р. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­ское изу­че­ние ис­кус­ст­ва. М., 2004; Ле­ман И. И. Гра­вю­ра и ли­то­гра­фия: Очер­ки ис­то­рии и тех­ни­ки. М., 2004.

Вернуться к началу