КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА, конструктивная система в сакральной архитектуре вост. христианства. Возникла в Византии. Вопрос о времени появления К.-к. с. остаётся спорным. По мнению А. И. Комеча, К.-к. с. существовала уже в 5 в. (ц. Осиос-Давид в г. Фессалоники, перестроена), сформировавшись на основе крестообразных в плане культовых центрич. построек (баптистериев, мартириев). Согласно др. точке зрения, она складывалась на протяжении 7–9 вв. в ходе эволюции купольной базилики, некоторое время сосуществуя с этим архит. типом, впоследствии вышедшим из употребления. Первый известный крестово-купольный храм этой линии развития – ц. Успения в Никее (кон. 7 в., не сохр.). К храмам зрелой К.-к. с. относятся ц. Св. Софии в г. Фессалоники (8 в.), сев. церковь мон. Константина Липса (907–908) и Мирелейон (Будрум-джами; ок. 920) в Стамбуле, и др. Крестово-купольные храмы были также распространены в архитектуре Древней Руси (Софийский собор в Киеве, 1030–1040-е гг.), Балкан, Кавказа и др. регионов визант. влияния.
Квадратный (иногда – слегка вытянутый по оси запад–восток) план крестово-купольного храма разделён на 9 ячеек 4 опорами (прямоугольными или квадратными столбами, колоннами, иногда – выступами стен), образующими углы центр. подкупольного квадрата. Эти опоры связаны подпружными арками, пространство между которыми заполняют паруса, и несут высокий барабан, завершающийся куполом – композиц. и символич. центром здания. Расходящиеся от него 4 рукава «креста» конструкции перекрыты цилиндрич. сводами. Расположенные между ними угловые компартименты перекрыты сводами или меньшими куполами.
Параллельно с возникновением К.-к. с. разрабатывалась канонич. система декорации внутр. пространства храма: поверхности стен и сводов использовались для размещения монументальной живописи с чётко выработанной связью между сюжетами и их расположением в интерьере. Создающийся т. о. архит.-худож. комплекс отличается симметрией, простотой и ясностью членений, выступая символом христианского космоса.