Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА

Авторы: М. В. Гринберг

КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА, кон­ст­рук­тив­ная сис­те­ма в са­краль­ной ар­хитек­ту­ре вост. хри­сти­ан­ст­ва. Воз­ник­ла в Ви­зан­тии. Во­прос о вре­ме­ни по­яв­ле­ния К.-к. с. ос­та­ёт­ся спор­ным. По мне­нию А. И. Ко­ме­ча, К.-к. с. су­ще­ст­во­ва­ла уже в 5 в. (ц. Оси­ос-Да­вид в г. Фес­са­лони­ки, пе­ре­ст­рое­на), сфор­ми­ро­вав­шись на ос­но­ве кре­сто­об­раз­ных в пла­не куль­то­вых цен­трич. по­стро­ек (бап­ти­сте­ри­ев, мар­ти­ри­ев). Со­глас­но др. точ­ке зре­ния, она скла­ды­валась на про­тя­же­нии 7–9 вв. в хо­де эво­лю­ции ку­поль­ной ба­зи­ли­ки, не­ко­то­рое вре­мя со­су­ще­ст­вуя с этим архит. ти­пом, впо­след­ст­вии вы­шед­шим из упот­реб­ле­ния. Пер­вый из­вест­ный кре­сто­во-ку­поль­ный храм этой ли­нии раз­ви­тия – ц. Ус­пе­ния в Ни­кее (кон. 7 в., не сохр.). К хра­мам зре­лой К.-к. с. от­но­сят­ся ц. Св. Со­фии в г. Фесса­ло­ни­ки (8 в.), сев. цер­ковь мон. Кон­стан­ти­на Лип­са (907–908) и Ми­ре­лей­он (Буд­рум-джа­ми; ок. 920) в Стам­бу­ле, и др. Кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы бы­ли так­же рас­про­стра­не­ны в ар­хи­тек­ту­ре Древ­ней Ру­си (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1030–1040-е гг.), Бал­кан, Кав­ка­за и др. ре­гио­нов ви­зант. влия­ния.

Крестово-купольная система. Аксонометрический разрез однокупольного храма: 1 – подпружная арка; 2 – парус.
Крестово-купольная система. План однокупольного храма.

Квад­рат­ный (ино­гда – слег­ка вы­тя­ну­тый по оси за­пад–вос­ток) план кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма раз­де­лён на 9 яче­ек 4 опо­ра­ми (пря­мо­уголь­ны­ми или квад­рат­ны­ми стол­ба­ми, ко­лон­на­ми, ино­гда – вы­сту­па­ми стен), об­ра­зую­щи­ми уг­лы центр. под­ку­поль­но­го квад­ра­та. Эти опо­ры свя­за­ны под­пруж­ны­ми ар­ка­ми, про­стран­ст­во ме­ж­ду ко­то­ры­ми за­пол­ня­ют па­ру­са, и не­сут вы­со­кий ба­ра­бан, за­вер­шаю­щий­ся ку­по­лом – ком­по­зиц. и сим­во­лич. цен­тром зда­ния. Рас­хо­дя­щие­ся от не­го 4 ру­ка­ва «кре­ста» кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­ты ци­лин­д­рич. сво­да­ми. Рас­по­ло­жен­ные ме­ж­ду ни­ми уг­ло­вые ком­пар­ти­мен­ты пе­ре­кры­ты сво­да­ми или мень­ши­ми ку­по­ла­ми.

Па­рал­лель­но с воз­ник­но­ве­ни­ем К.-к. с. раз­ра­ба­ты­ва­лась ка­но­нич. сис­те­ма де­ко­ра­ции внутр. про­стран­ст­ва хра­ма: по­верх­но­сти стен и сво­дов ис­поль­зо­ва­лись для раз­ме­ще­ния мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си с чёт­ко вы­ра­бо­тан­ной свя­зью ме­ж­ду сю­же­та­ми и их рас­по­ло­же­ни­ем в ин­терь­е­ре. Соз­даю­щий­ся т. о. ар­хит.-ху­дож. ком­плекс от­ли­ча­ет­ся сим­мет­ри­ей, про­сто­той и яс­но­стью чле­не­ний, вы­сту­пая сим­во­лом хри­сти­ан­ско­го кос­мо­са.

Лит.: Бру­нов Н. И. Ви­зан­тий­ская ар­хи­тек­тура // Все­об­щая ис­то­рия ар­хи­тек­ту­ры. М.; Л., 1966. Т. 3; он же. Очер­ки по ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры. М., 2003. Т. 2; Ко­меч А. И. Храм на че­ты­рех ко­лон­нах и его зна­че­ние в ис­то­рии ви­зан­тий­ской ар­хи­тек­ту­ры // Ви­зан­тия. Юж­ные сла­вя­не и Древ­няя Русь. За­пад­ная Ев­ро­па. М., 1973; он же. Древ­не­рус­ское зод­че­ст­во кон­ца X – на­ча­ла XII в. М., 1987; Man­go C. Byzantine architecture. L., 1986; Krau­thei­mer R., Čurčić S. Early Christian and By­zan­tine architecture. Harmondsworth, 2001.

Вернуться к началу