Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛОКО́ЛЬНЯ ИВА́НА ВЕЛИ́КОГО

Авторы: А. В. Слёзкин

КОЛОКО́ЛЬНЯ ИВА́НА ВЕЛИ́КОГО, ком­плекс со­ору­же­ний на Со­бор­ной пл. Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. Вклю­ча­ет в се­бя стол­по­об­раз­ный храм-ко­ло­коль­ню Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, звон­ни­цы (Боль­шую, или Ус­пен­скую, и Фи­ла­ре­то­ву). Древ­ние на­зва­ния («Иван Ве­ли­кий», «Ива­нов столп»), ут­вер­див­шие­ся, оче­вид­но, с 16 в., свя­заны с име­нем прп. Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и с не­обыч­ной вы­со­той со­ору­же­ния (81 м): столп ко­ло­коль­ни дол­гое вре­мя ос­та­вал­ся са­мой вы­со­кой по­строй­кой на Ру­си.

Фото А. И. Нагаева Комплекс Колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Справа – церковь-звонница Иоанна Лествичника (1505–08, архитектор Бон Фрязин; надстроена ок. 1600). В центре – Успенская звонн...

Ста­рей­шим зве­ном ком­плек­са бы­ла ка­мен­ная ц. Иоан­на Ле­ст­вич­ни­ка «иже под ко­ло­ко­лы», по­стро­ен­ная при вел. кн. вла­ди­мир­ском Ива­не I Да­ни­ло­ви­че Ка­ли­те (1329),  од­на из пер­вых ко­ло­ко­лен в рус. ар­хи­тек­ту­ре; ни­ка­ких све­де­ний о её об­ли­ке не со­хра­ни­лось. В 1505–1508 со­ору­же­на но­вая 2-ярус­ная ко­ло­коль­ня с хра­мом в ниж­нем яру­се (ру­ково­дил строи­тель­ст­вом Бон Фря­зин); ок. 1600 над­стро­ен ещё один ярус. Столп ко­ло­коль­ни сло­жен из боль­ше­мер­но­го кир­пи­ча, цо­коль и фун­да­мент – из бе­лого кам­ня. Ниж­ний ярус пред­став­ля­ет со­бой в пла­не 8-гран­ник с по­лу­круг­лы­ми ни­ша­ми (три для ал­та­ря, дья­кон­ни­ка и жерт­вен­ни­ка, а так­же ещё две – в сев. и юж. гра­нях). В верх­них час­тях 1-го и 2-го яру­сов, а так­же в ниж­ней час­ти 3-го раз­ме­ще­ны пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов с от­кры­ты­ми ар­ка­ми зво­на. Фа­сад­ный де­кор пер­вых двух яру­сов ла­ко­ни­чен и со­дер­жит ха­рак­тер­ные для по­стро­ек вре­ме­ни вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча «италь­я­низ­мы»: ре­нес­санс­ные про­фи­ли, ло­пат­ки и кар­ни­зы, ро­ман­ские ар­ка­тур­ные и зуб­ча­тые поя­ски. 3-й ярус де­ко­ри­ро­ван бо­га­че – ки­ле­вид­ны­ми и тре­уголь­ны­ми на­лич­ни­ка­ми; ок­на име­ют на­лич­ни­ки с тре­уголь­ны­ми очель­я­ми. Под ку­по­лом на­хо­дит­ся рас­по­ло­жен­ная в 3 яру­са зо­ло­чё­ная над­пись о за­вер­шении хра­ма в 1600.

В 1532–43 Пет­рок Ма­лый при­стро­ил с се­ве­ра к стол­пу хра­ма-ко­ло­коль­ни боль­шой пря­мо­уголь­ный объ­ём звон­ни­цы (пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет Вос­кре­сен­ская ц.), в ниж­ней час­ти ко­то­рой был уст­ро­ен храм Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (позд­нее уп­разд­нён), а в верх­ней на­хо­ди­лись пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов. Де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние фа­са­дов звон­ни­цы так­же при­об­ре­ло ре­нес­санс­ные чер­ты. Пря­мо­уголь­ный объ­ём ниж­ней час­ти, не­су­щий гла­ву на вы­со­ком ба­ра­ба­не, пер­во­на­чаль­но имел над ар­ка­ми зво­на яру­сы ко­кош­ни­ков. Со сто­ро­ны Со­бор­ной пл. к звон­ни­це при­мы­ка­ло крыль­цо, за­ме­нён­ное в кон. 18 в. ко­лон­ным пор­ти­ком по про­ек­ту М. Ф. Ка­за­ко­ва. С се­ве­ра к пет­ро­ков­ской церк­ви в 1624 при­сое­ди­не­на пря­мо­уголь­ная в пла­не Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (звон­ни­ца; ар­хи­тек­то­ры Джон Та­лер, Ба­жен Огур­цов), по­лу­чив­шая назв. по име­ни за­каз­чи­ка – па­три­ар­ха Фи­ла­ре­та; она за­вер­ша­ет­ся не­боль­шим 8-гран­ным шат­ром с ба­шен­ка­ми по уг­лам.

Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 Ус­пен­ская звон­ни­ца и Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка были взо­рва­ны фран­цу­за­ми. Вос­соз­да­ние в 1814–19 (ар­хи­тек­то­ры Д. И. Жи­ляр­ди, О. И. Бо­ве по про­ек­ту И. В. Его­то­ва и Л. Рус­ка) но­си­ло при­бли­зи­тель­ный ха­рак­тер. В де­кор вве­ли клас­си­ци­стич. и нео­го­тич. де­та­ли. Во 2-й ярус Ус­пен­ской звон­ни­цы в 1817 пе­ре­не­сли пре­стол раз­ру­шен­но­го со­бо­ра Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го, сто­яв­ше­го на Ива­нов­ской пл. В цен­траль­ном её про­ёме по­мес­ти­ли Ус­пен­ский ко­ло­кол (мас­са ок. 62,5 т), от­ли­тый в 1817 мас­те­ром Я. За­вья­ло­вым. В 1849–52 ком­плекс К. И. В. рес­тав­ри­ро­вал­ся по про­ек­ту К. А. То­на, со сто­ро­ны Со­бор­ной пл. вза­мен пор­ти­ка бы­ла вос­соз­да­на га­ле­рея с крыль­цом, ве­ду­щим ко 2-му яру­су звон­ни­цы. По­сле 1917 хра­мы Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го за­кры­ты, а мн. ко­ло­ко­ла сня­ты. По­ме­ще­ния ис­поль­зо­ва­лись как фон­ды Мо­с­ков­ско­го Крем­ля му­зе­ев. В 2006 в звон­ни­це от­крыт вы­ста­воч­ный зал; с кон. 2008 в по­ме­ще­нии ко­ло­коль­ни экс­по­ни­ру­ют­ся ар­хит. де­та­ли и эле­мен­ты де­ко­ра сне­сён­ных и пе­ре­стро­ен­ных хра­мов Мос­ков­ско­го Крем­ля. Ком­плекс ко­ло­коль­ни яв­ля­ет­ся важ­ней­шей до­ми­нан­той ан­самб­ля Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и вме­сте с дру­ги­ми его па­мят­ни­ка­ми вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ис­то­мин Г. И. Ива­нов­ская ко­ло­коль­ня в Мо­ск­ве. М., 1893; Па­мят­ни­ки рус­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 1946. [Вып.] 4: Рзя­нин М. И. Иван Ве­ли­кий; Ми­хай­лов А. И. Ко­ло­коль­ня Ива­на Ве­ли­ко­го в Мо­с­ков­ском Крем­ле. М., 1963; За­ха­ров Н. Н. Крем­лев­ские ко­ло­ко­ла. 2-е изд. М., 1980; Ка­вель­махер В. В. Боль­шие бла­го­ве­ст­ни­ки Мо­ск­вы 16 – пер­вой по­ло­ви­ны 17 в. // Ко­ло­ко­ла. Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. 1990. М., 1993; Бон­да­рен­ко И. А. К во­про­су о «ле­ст­вич­ном» по­строе­нии церк­ви Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка в Мо­с­ков­ском Крем­ле // Рес­тав­ра­ция и ар­хи­тек­тур­ная ар­хео­ло­гия. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1995. Вып. 2.

Вернуться к началу