Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛУЭ́

Авторы: М. Л. Ковальков

КЛУЭ́ (Clouet), франц. жи­во­пис­цы и ри­со­валь­щи­ки, ни­дер­ланд­цы по про­ис­хо­ж­де­нию, отец и сын.

Ж. Клуэ. Портрет короля Франции Франциска I. Ок. 1525–35. Лувр (Париж).

Жан (Же­ан­не) [ок. 1480–85(?), Эно (?), Юж. Ни­дер­лан­ды – ме­ж­ду июлем 1540 и но­яб­рём 1541, Па­риж], круп­ней­ший мас­тер франц. порт­ре­та 16 в. Ве­ро­ят­но, был сы­ном жи­во­пис­ца Ми­ше­ля Кло­ве (Clauwet;? — по­сле 1519). Ж. Клуэ ра­бо­тал при дво­ре Фран­ци­ска I (1516–36; с 1523 пер­вый при­двор­ный жи­во­пи­сец). Близ­кий по сти­лю фла­манд­цам Я. Гос­сар­ту, Й. ван Кле­ве, Б. ван Ор­лею, Ж. Клуэ ис­поль­зо­вал ком­по­зиц. ре­ше­ния и тех­ни­ку ри­сун­ка крас­ным и чёр­ным ме­лом сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков Ж. Фу­ке и Ж. Пер­реа­ля, а так­же об­щую куль­ту­ру ри­сун­ка Ле­о­нар­до да Вин­чи. Весь кор­пус при­пи­сы­вае­мых Ж. Клуэ порт­ре­тов (св. 130) оп­ре­де­лён на ос­но­ве ана­ло­гий с един­ст­вен­ной до­ку­мен­ти­ро­ван­ной ра­бо­той (жи­во­пис­ный порт­рет Г. Бю­де, 1536, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). Наи­бо­лее ран­ни­ми яв­ля­ют­ся ка­ран­даш­ные порт­ре­ты спод­виж­ни­ков Фран­ци­ска I в бит­ве при Ма­ринь­я­но (гр. дʼЭтамп, А. де Мон­мо­ран­си и др., 1519–20, Му­зей Кон­де, Шан­тийи), соз­дан­ные для ми­ниа­тюр «Ком­мен­та­ри­ев к Галль­ской вой­не» (Нац. б-ка, Па­риж; Брит. б-ка, Лон­дон). В се­рии порт­ре­тов чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи и при­бли­жён­ных Фран­ци­ска I зер­каль­ное сход­ст­во со­че­та­ет­ся с ус­той­чи­вой ре­пре­зен­та­тив­ной схе­мой – по­груд­ный срез фи­гу­ры в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, от­стра­нён­ный взгляд, ие­ра­тич­ность; вме­сте с тем под­чёр­ки­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти мо­де­лей. В порт­ре­тах «ис­па­нок» (фрей­лин ко­ро­ле­вы – Па­че­ко, А. Ман­ри­к­вес и др., все – 1530–35, Му­зей Кон­де) по­яв­ля­ют­ся бóльшая жи­вость в пе­ре­да­че ха­рак­те­ра мо­де­ли, объ­ём­ная про­ра­бот­ка, по­иск бо­лее слож­ных хро­ма­тич. от­но­ше­ний. Жи­во­пис­ные порт­ре­ты ме­нее не­по­сред­ст­вен­ны, од­на­ко от­ли­ча­ют­ся тон­кой про­ра­бот­кой цве­та (Фран­циск I, ок. 1525–35, Лувр, Па­риж; «Не­из­вест­ный с то­ми­ком Пет­рар­ки», ок. 1530–35, Хэмп­тон-корт, Лон­дон, и др.). Ж. Клуэ – пер­вый проф. порт­ре­тист, ог­ра­ни­чив­ший се­бя ра­бо­той в од­ном этом жан­ре.

Ф. Клуэ. Портрет короля Франции Карла IX. Итальянский карандаш, сангина. 1566. Эрмитаж (С.-Петербург).

Фран­суа (прозвище Жа­не) [ок. 1516–1520, Тур (?) – 22.9.1572, Па­риж], ра­бо­тал при дво­рах Фран­ци­ска I, Ген­ри­ха II, Фран­ци­ска II, Кар­ла IX (с 1540 пер­вый при­двор­ный жи­во­пи­сец). Ис­поль­зуя в боль­шин­ст­ве порт­рет­ных про­из­веде­ний схе­му, соз­дан­ную его от­цом, при­внёс во франц. жи­во­пись тип па­рад­но­го порт­ре­та в рост (кон­ный порт­рет Фран­ци­ска I, 1540, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; Карл IX, ок. 1561 и ок. 1570, оба – Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; Ели­за­ве­та Ав­ст­рий­ская, 1571, Лувр, Па­риж). В ка­ран­даш­ных порт­ре­тах он тща­тель­но мо­де­ли­ру­ет све­то­те­нью объ­ё­мы, про­ра­ба­ты­вая ли­цо, кос­тюм, де­та­ли, до­во­дя про­из­ве­де­ние до пол­ной за­кон­чен­но­сти (ко­роль Фран­ции Ген­рих II, 1559, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; Ели­за­ве­та Фран­цуз­ская, 1559; Мар­га­ри­та Ва­луа, ок. 1560, оба – Му­зей Кон­де). Ис­пол­няя порт­рет сво­его дру­га, ап­те­ка­ря П. Кю­та (1562, Лувр), ху­дож­ник об­ра­ща­ет­ся к ти­пу ка­мер­но­го порт­ре­та, близ­ко­го про­из­ве­де­ни­ям ху­дож­ни­ков итал. мань­е­риз­ма А. Брон­зино и Ф. Саль­виа­ти. Ф. Клуэ рас­ши­ря­ет гра­ни­цы порт­рет­но­го жан­ра (вво­дя в не­го об­на­жён­ную на­ту­ру и жан­ро­вые мо­ти­вы) в кар­ти­не «Ку­паю­щая­ся жен­щи­на» (ок. 1570, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон), ве­ро­ят­но, на­де­лён­ной ал­ле­го­рич. смыс­лом, как и «Ку­па­ние Диа­ны» (ок. 1550–60, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ру­ан) – ред­кий при­мер об­ра­ще­ния ху­дож­ни­ка к ми­фо­ло­гич. жан­ру, сти­ли­сти­че­ски близ­кий Фон­тен­б­ло шко­ле.

Лит.: Moreau-Nélaton E. Les Clouet et leurs ému­les. P., 1924. Vol. 1–3; Germain A. Les Clouet. Les grands artistes. P., 1927; Adhé­mar J. Les Clouet et la cour de France. P., 1970; Маль­це­ва Н. Л. Фран­цуз­ский ка­ран­даш­ный порт­рет XVI в. М., 1978; Jollet E. Jean et François Clouet. P., 1997.

Вернуться к началу