Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛОДТ

Фото В. М. Паппе П. К. Клодт (при участии Н. А. Рамазанова и Р. К. Залемана). Памятник имп. Николаю I на Исаакиевской площади в С.-Петербурге. Бронза. 1856–59. Архитектор О. Р. де Монферран.

КЛОДТ (Клодт фон Юр­генс­бург) Пётр Кар­ло­вич [24.5(5.6).1805, С.-Пе­тер­бург – 8(20).11.1867, мы­за Ха­ла­ла, Фин­лян­дия; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. скульп­тор и ли­тей­ный мас­тер. Дя­дя М. К. Клод­та. Окон­чил С.-Пе­терб. арт. уч-ще; в 1822–28 на­хо­дил­ся на во­ен. служ­бе. Учил­ся в пе­терб. АХ (1829–36) у В. П. Еки­мо­ва. Ра­бо­тал в С.-Пе­тер­бур­ге. Круп­ней­ший мас­тер мо­ну­мен­таль­ной ани­ма­ли­стич. скульп­ту­ры в Рос­сии 1-й пол. 19 в., К. соз­дал груп­пу из 6 ко­ней для ко­лес­ни­цы Сла­вы на Нарв­ских три­ум­фаль­ных во­ро­тах (совм. с С. С. Пи­ме­но­вым и В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ским; ко­ва­ная медь, 1833). Ев­ро­пей­скую из­вест­ность при­нёс ему ан­самбль «Ук­ро­ти­те­ли ко­ней» из 4 групп для Анич­ко­ва мос­та [брон­за, с 1833; две ус­та­нов­ле­ны в 1841, две дру­гие – в 1850; по­вто­ре­ния в брон­зе бы­ли ус­та­нов­ле­ны так­же у ко­ро­лев­ских двор­цов в Бер­ли­не (1842) и Не­апо­ле (1846), на Кон­ном дво­ре усадь­бы Кузь­мин­ки (ны­не в Мо­ск­ве), в Пе­тер­го­фе и Стрель­не]. В этих ра­бо­тах мас­тер дос­тиг гар­мо­нич. рав­но­ве­сия клас­си­ци­стич. тра­ди­ций и реа­ли­стич. на­блю­да­тель­но­сти.

К. – ав­тор го­рель­е­фов на ре­лиг. те­мы для Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра (брон­за, галь­ва­но­пла­сти­ка, 1840-е – нач. 1850-х гг.), ба­рель­е­фов «Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец на ко­не» (1846–47) для Ге­ор­ги­ев­ско­го за­ла Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца в Мо­ск­ве, «Кре­ще­ние рус­ско­го на­ро­да» (1853) для па­мят­ни­ка кн. Вла­ди­ми­ру в Кие­ве (все – брон­за). Соз­дал так­же па­мят­ни­ки для С.-Петербурга: И. А. Кры­ло­ву для Лет­не­го са­да (брон­за, 1848–55; ба­рель­е­фы на те­мы ба­сен на по­ста­мен­те ис­пол­не­ны по ри­сун­кам А. А. Аги­на), имп. Ни­ко­лаю I для Исаа­ки­ев­ской пл. (брон­за, 1856–59). Вы­пол­нял так­же на­столь­ные груп­пы и ста­ту­эт­ки, под­час поч­ти жан­ро­во­го ха­рак­те­ра («Ге­не­рал Ф. И. Ле­февр вер­хом», чу­гун, 1830; «Ви­тязь», брон­за, 1851, и др.).

В 1837–63 К. воз­глав­лял «Ли­тей­ный дом» (мас­тер­скую при АХ); раз­ра­бо­тал ряд усо­вер­шен­ст­во­ва­ний про­цес­са ху­дож. ли­тья; уча­ст­во­вал в от­лив­ке из брон­зы мн. про­из­ве­де­ний С. И. Галь­бер­га, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го, Н. А. То­ка­ре­ва и др. скульп­то­ров. В 1838 по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка и ли­тей­но­го мас­те­ра пе­терб. АХ; пре­по­да­вал там же (1838–1867; проф. с 1838, засл. проф. с 1858). Чл. ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме (1852), бер­лин­ской и па­риж­ской АХ (нач. 1850-х гг.). Сын скульп­то­ра – жи­во­пи­сец Ми­ха­ил Пет­ро­вич Клодт (1835–1914), вну­ки – ма­стер при­клад­но­го иск-ва Ев­ге­ний Алек­сан­д­ро­вич Клодт (1867–1935), скульп­тор Кон­стан­тин Алек­сан­д­ро­вич Клодт (1868–1928) и сце­но­граф Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич Клодт (1865–1918).

Лит.: Пет­ров В. Н. П. К. Клодт. 2-е изд. Л., 1985; Клодт Г. А. «Ле­пил и от­ли­вал Петр Клодт…». М., 1989.

Вернуться к началу