Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ

Авторы: В. Г. Исаченко, А. Н. Шукурова

КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ, те­че­ние в рос. ар­хи­тек­ту­ре 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. На­зван по спо­со­бу от­дел­ки фа­са­дов об­на­жён­ной кир­пич­ной клад­кой или об­ли­цов­кой вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ным кир­пи­чом, в т. ч. по­ли­хром­ным, с вклю­че­ни­ем из­раз­цов, тер­ра­ко­то­вых и ка­мен­ных де­та­лей; от­ра­зил ар­хит. тен­ден­цию соз­да­ния ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­но­го зда­ния. Воз­ник­но­ве­ние К. с. бы­ло обу­слов­ле­но рос­том про­из-ва кир­пи­ча (для про­мыш­лен­но­го, гл. обр. же­лез­но­до­рож­но­го, стро­и­тель­ст­ва) и по­вы­ше­ни­ем ка­че­ст­ва это­го ма­те­риа­ла в свя­зи с вне­дре­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий (осо­бен­но коль­це­вой об­жи­го­вой пе­чи, за­па­тен­то­ван­ной в 1858 нем. инж. Ф. Э. Гоф­ма­ном). Сре­ди ис­точ­ни­ков это­го сти­ля – «ар­хи­тек­ту­ра крас­но­го кам­ня» (Back­stein­baukunst) К. Ф. Шин­ке­ля и т. н. бер­лин­ской шко­лы, ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ция нео­го­ти­ки Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка (во­пло­ще­на Х. П. Бер­ла­ге в зда­нии Бир­жи в Ам­стер­да­ме, 1897–1903).

Фото Д. В. Соловьёва Кирпичный стиль. Жилой дом и фабрика А. И. Ниссена в С.-Петербурге. 1872–73. Архитекторы В. А. Шрётер и И. С. Китнер.

К. с. сфор­ми­ро­вал­ся в ра­бо­тах пе­терб. ар­хи­тек­то­ров Р. Б. Берн­гар­да, Г. А. Бос­се, Р. А. Же­ля­зе­ви­ча, И. С. Кит­не­ра, П. И. Та­ман­ско­го, К. Шмид­та, В. А. Шрёте­ра. Ху­дож. свой­ст­ва кир­пи­ча ис­поль­зо­ва­ли так­же ар­хи­тек­то­ры рус­ско­го сти­ля (В. О. Шер­вуд, А. А. Пар­ланд и др.). К. с. ор­га­нич­но во­шёл в по­строй­ки мо­дер­на, был ши­ро­ко рас­про­стра­нён в строи­тель­ст­ве про­винц. го­ро­дов (в т. ч. в Моск. губ., По­вол­жье, ре­гио­нах Юга и Се­ве­ра Рос­сии, Зап. Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка).

Ана­ло­ги К. с. мож­но най­ти в ар­хи­тек­ту­ре Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, Ни­дер­лан­дов и др. стран.

Лит.: Ки­ри­чен­ко Е. И. Ар­хи­тек­тур­ные тео­рии XIX в. в Рос­сии. М., 1986; Klinkott M. Die Back­steinbaukunst der Berliner Schule: von K. F. Schinkel bis zum Ausgang des Jahrhun­derts. B., 1988; Пу­нин А.Л. Ар­хи­тек­ту­ра Пе­тер­бур­га се­ре­ди­ны XIX в. Л., 1990; Штиг­лиц М. С. Про­мыш­лен­ная ар­хи­тек­ту­ра Пе­тер­бур­га. 2-е изд. СПб., 1996; Fürst R. Probleme der Back­steinbaukunst im 19. Jahrhundert. Mainz, 2000; Ки­ри­ков Б. М., Штиг­лиц М. С. Пе­тер­бург не­мец­ких ар­хи­тек­то­ров: От ба­рок­ко до аван­гар­да. СПб., 2002; Diehl K. L. Moderne Backsteinbaukunst in Spanien seit dem Ende des 19. Jahrhun­derts // Ziegelin­dustrie International. 2006. № 1.

Вернуться к началу