Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛОВСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

Авторы: П. С. Павлинов
Фото П. С. Павлинова Кирилловская церковь. 12 в. Западный фасад 18 в.

КИРИ́ЛЛОВСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, храм Свя­ти­те­лей Ки­рил­ла и Афа­на­сия Алек­сан­д­рий­ских в Кие­ве. По­строе­на пред­по­ло­жи­тель­но в 1150–60-х гг., по­сле смер­ти ки­ев­ско­го кн. Все­во­ло­да Оль­го­ви­ча (в кре­ще­нии Ки­рил­ла), его вдо­вой Ма­ри­ей Мсти­сла­вов­ной. Рас­по­ло­же­на на хол­ме, воз­вы­шаю­щем­ся над сев. пред­ме­сть­ем Ста­ро­го Кие­ва – Ку­ре­нёв­кой, в уро­чи­ще До­ро­го­жи­чи; под К. ц. – Ки­рил­лов­ские пе­ще­ры (вы­ры­ты в 11–13 вв.). Вхо­ди­ла в ан­самбль Ки­рил­лов­ско­го мон. (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в Ипать­ев­ской ле­то­писи под 1171); в 12–13 вв. кня­же­ская усы­паль­ни­ца Оль­го­ви­чей (в 1194 здесь по­хо­ро­нен кн. Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич). По­сле на­ше­ст­вия Ба­тыя мо­на­стырь при­хо­дит в упа­док. Воз­рож­дал­ся с 1605 при уча­стии кн. В. К. Ост­рож­ско­го. В 1612 центр. пре­стол по­стро­ен­но­го в 12 в. хра­ма ос­вя­щён во имя Св. Трои­цы. В мо­насты­ре при­нял по­стриг (1668) св. Ди­мит­рий Рос­тов­ский. Ки­рил­лов­ский мон. уп­разд­нён в 1786; в по­ме­ще­ни­ях раз­мес­ти­лись Ки­рил­лов­ские бо­го­угод­ные за­ве­де­ния (Ин­ва­лид­ный и Вос­пи­та­тель­ный до­ма; дом для ума­ли­шён­ных, ны­не гор. пси­хи­ат­рич. боль­ни­ца). В 1929 тер­ри­то­рия мо­на­сты­ря объ­яв­ле­на за­по­вед­ни­ком, храм за­крыт. В 1937 ра­зо­бра­ны ко­ло­коль­ня (1760, арх. И. Г. Гри­го­ро­вич-Бар­ский) и мо­на­стыр­ские сте­ны. В 1941 бо­го­слу­же­ние не­на­дол­го во­зоб­но­ви­лось. С 1963 храм стал фи­лиа­лом му­зея-за­повед­ни­ка «Со­фия Ки­ев­ская». Бо­го­слу­же­ние в церк­ви во­зоб­нов­ле­но в 1993. В 1999–2000 по­строе­на ко­ло­коль­ня.

Фото П. С. Павлинова Кирилловская церковь. Фрагмент росписи «Страшный суд». 12, 19 вв.

К. ц. – 6-столп­ный 3-не­фный 3-ап­сид­ный 5-гла­вый (бо­ко­вые гла­вы воз­ве­де­ны в кон. 17– нач. 18 вв.) храм с хо­ра­ми и кре­щаль­ней в юж. час­ти нар­тек­са. Сте­ны сло­же­ны из плин­фы в тех­ни­ке рав­но­слой­ной клад­ки. Пер­во­на­чаль­но фа­са­ды бы­ли оформ­ле­ны ло­пат­ка­ми с по­лу­ко­лон­на­ми и ар­ка­тур­ным поя­сом с по­реб­ри­ко­вым ор­на­мен­том. Пор­та­лы име­ют 3-ус­туп­ча­тый про­филь. В 17 в. пе­ре­ло­же­ны сво­ды вет­вей кре­ста и уг­ло­вых чле­не­ний, верх­няя часть ба­ра­ба­на и ку­пол, из­ме­не­ны по­за­ко­мар­ные по­кры­тия. Зап. фа­сад с фрон­то­ном и леп­ным ор­на­мен­том в сти­ле укр. ба­рок­ко сфор­ми­ро­вал­ся в сер. 18 в. при уча­стии арх. И. Г. Гри­го­ро­ви­ча-Бар­ско­го. В ин­терь­е­ре – рос­пи­си 3-й четв. 12 в., кон. 17 в., 1880-х гг. (рес­тав­ри­ро­ва­лись в 1927, 1935, 1949–1954, 1965–80). Из фре­сок 12 в., на­пи­сан­ных в сме­лой ма­не­ре с раз­ма­ши­сты­ми про­бе­ла­ми, луч­ше со­хра­ни­лись: «Страш­ный суд» (один из пер­вых в др.-рус. жи­во­пи­си) в нар­тек­се, сце­ны из «Жи­тия св. Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го» в юж. ап­си­де, фре­ски ка­пел­лы игу­ме­на в юж. час­ти хо­ров («Ар­хан­гел Ми­ха­ил, ве­ду­щий юно­го Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в пус­ты­ню»), изо­бра­же­ния свя­тых на под­ку­поль­ных стол­бах. Фре­ски соз­да­ны ки­ев­ски­ми мас­те­ра­ми, вос­при­ни­мав­ши­ми влия­ния ма­ке­дон­ских (Бач­ко­во) и зап. ро­ман­ских рос­пи­сей. На пи­ля­ст­ре юж. сте­ны – порт­рет мас­лом игу­ме­на Ин­но­кен­тия Мо­на­стыр­ско­го (кон. 17 в.). В 1881–89 фре­ски рас­чи­ще­ны и про­пи­са­ны мас­ля­ной крас­кой пре­по­да­ва­те­ля­ми и уча­щи­ми­ся Ри­со­валь­ной шко­лы Н. И. Му­раш­ко под рук. А. В. Пра­хо­ва, бли­жай­шим со­труд­ни­ком ко­то­ро­го был М. А. Вру­бель, ис­пол­нив­ший «Со­ше­ст­вие Св. Ду­ха на апо­сто­лов», по­лу­фи­гу­ру Хри­ста, го­ло­вы про­ро­ков Мои­сея и Со­ло­мо­на и ком­по­зи­цию «Ан­ге­лы с ла­ба­ра­ми» на хо­рах, «По­ло­же­ние во гроб» в ар­ка­со­лии нар­тек­са (все – 1884) и 4 ико­ны (на­пи­са­ны в 1884–85 в Ве­не­ции; «Св. Афа­на­сий», «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем», «Хри­стос», «Св. Ки­рилл») для мра­мор­но­го ико­но­ста­са (вы­пол­нен по эс­ки­зам Пра­хо­ва). Ря­дом с К. ц. со­хра­ни­лись: зда­ние тра­пез­ной с ц. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (1748, силь­но пе­ре­строе­но в 20 в.), ос­тат­ки сте­ны с уг­ло­вой баш­ней в сти­ле ба­рок­ко (1750-е гг.).

Лит.: Ан­то­нов В. Г. Кие­во-Ки­рил­лов­ская Тро­иц­кая цер­ковь // Тру­ды III ар­хео­ло­ги­че­ско­го съез­да в Кие­ве. К., 1878. Т. 2; Ар­хи­тек­тур­нi па­м’ят­ни­ки. Київ, 1950; До­ро­фи­ен­ко И. П., Редь­ко П. Я. Рас­кры­тие фре­сок XII в. в Ки­рил­лов­ской церк­ви Кие­ва // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись XI– XVII вв. М., 1980.

Вернуться к началу