Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕРНАЦИОНА́ЛЬНАЯ ГО́ТИКА

Авторы: А. В. Пожидаева

ИНТЕРНАЦИОНА́ЛЬНАЯ ГО́ТИКА («стиль око­ло 1400»), стиль ев­роп. изо­бра­зит. иск-ва 1380–1440-х гг. Пред­став­ля­ет со­бой этап в раз­ви­тии го­ти­ки, со­су­ще­ст­ву­ет с пла­ме­нею­щей го­ти­кой в ар­хи­тек­ту­ре. Тер­мин «И. г.» вве­дён в 1890-х гг. франц. ис­то­ри­ком иск-ва Л. Ку­ра­жо, ко­то­рый пер­вым от­ме­тил ин­тер­на­цио­наль­ный ха­рак­тер ев­роп. иск-ва это­го вре­ме­ни. Для оп­ре­де­ле­ния дан­но­го яв­ле­ния так­же пред­ла­га­лись тер­ми­ны «осо­бен­ная го­ти­ка», «мяг­кий стиль», «при­двор­ное ис­кус­ст­во» и др.

И. г. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сти­ли­стич. един­ст­вом про­из­ве­де­ний пла­сти­ки, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, книж­ной ми­ниа­тю­ры, жи­во­пи­си на дос­ках, соз­дан­ных в разл. ху­дож. цен­трах Фран­ции, Ни­дер­лан­дов, Ита­лии, Гер­ма­нии, Анг­лии, Ис­па­нии, а так­же Вост. Ев­ро­пы. В пе­ри­од И. г. на сме­ну гор. ком­му­нам как осн. за­каз­чи­кам при­шли круп­ные фео­да­лы-ме­це­на­ты (гер­цо­ги Бер­рий­ские, Бур­гунд­ские, Ми­лан­ские и др.). Фор­ми­ро­ва­лись при­двор­ные шко­лы (в Ди­жо­не, Брюг­ге, Па­ри­же, Пра­ге, Ми­ла­не, Кёль­не и др.); пе­ре­ез­жав­шие от дво­ра ко дво­ру мас­те­ра по­лу­чи­ли вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус. Ин­тен­сив­ные кон­так­ты мас­те­ров из разл. стран, ра­бо­тав­ших в од­них и тех же мас­тер­ских, от­кры­ва­ли воз­мож­ность взаи­мо­дей­ст­вия сти­ле­вых тен­ден­ций, ко­то­рые скла­ды­ва­лись в раз­ных цен­трах; в ча­ст­но­сти, И. г. объ­е­ди­ни­ла дос­ти­же­ния ху­дож­ни­ков итал. Про­то­ре­нес­сан­са с дос­ти­же­ния­ми сев.-ев­роп. го­тич. жи­во­пи­си и книж­ной ми­ниа­тю­ры.

Интернациональная готика. Ж. Малуэль. «Большая круглая Пьета». Ок. 1400. Лувр (Париж). Архив БРЭ
Интернациональная готика. Мастер Тршебоньского алтаря. «Поклонение Младенцу». 4-я четв. 14 в. Южно-чешская галерея (Глубока-над-Влтавоу). Архив БРЭ

Од­ним из ме­ж­ду­нар. цен­тров И. г. был пап­ский двор в Авинь­о­не, где ра­бо­та­ли франц. и итал. (С. Мар­ти­ни) мас­те­ра. Из итал. фре­ско­вой и ал­тар­ной жи­во­пи­си 14 в. про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния и кар­тин­ные ком­по­зи­ции про­ник­ли в книж­ную ми­ниа­тю­ру Сев. Ев­ро­пы (ми­ниа­тю­ры «Ту­ри­но-Ми­лан­ско­го ча­со­сло­ва», ав­то­ром час­ти ко­то­рых пред­по­ло­жи­тель­но был Я. ван Эйк). Важ­ней­ший вклад в фор­ми­ро­ва­ние И. г. вне­сли бур­гунд­ские и ни­дерл. мас­те­ра: скульп­тор К. Слю­тер, жи­во­пис­цы М. Бру­дер­лам, Ж. Ма­лу­эль, Р. Кам­пен, ми­ниа­тю­ри­сты бр. Лим­бург. Ху­дож­ни­ки Сев. Ита­лии вос­при­ня­ли ха­рак­тер­ный для се­ве­ра Ев­ро­пы го­тич. на­ту­ра­лизм (книж­ная ми­ниа­тю­ра и жи­во­пись Ми­ке­ли­но да Бе­зоц­цо, Сте­фа­но да Ве­ро­на, Джо­ван­ни­но де Грас­си, Пи­за­нел­ло). В Ср. Ита­лии рас­про­стра­ни­те­ля­ми сти­ля И. г. ста­ли Ло­рен­цо Мо­на­ко, Джен­ти­ле да Фаб­риа­но. Под франц., итал. и ви­зант. влия­ния­ми раз­ви­ва­лось иск-во И. г. в Пра­ге (Мас­тер Трше­бонь­ско­го ал­та­ря, про­из­ве­де­ния се­мьи ар­хи­тек­то­ров и скульп­то­ров Г. и П. Пар­лер). Бла­го­да­ря ни­дерл. и чеш. мас­те­рам иск-во И. г. рас­про­стра­ни­лось на всей тер­ри­то­рии Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии (Кон­рад фон Сест в Дор­тмун­де, Мас­тер Фран­ке в Гам­бур­ге, и др.), за­тем в Анг­лии («Уил­тон­ский дип­тих» не­из­вест­но­го мас­те­ра, 1395, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и на Пи­ре­ней­ском п-ове (Б. Мар­то­релл). Про­из­ве­де­ния И. г., соз­дан­ные в раз­ных цен­трах, объ­е­ди­ня­ет тя­га к изя­ще­ст­ву, де­ко­ра­тив­но­сти, мно­го­цвет­но­сти изо­бра­же­ния, ли­ней­ной сти­ли­за­ции; куль­ти­ви­ру­ет­ся вер­ность отд. де­та­ли при об­щей ус­лов­но­сти ком­по­зи­ции. На сме­ну ре­лиг. сим­во­ли­ке в ря­де про­из­ве­де­ний при­хо­дит свет­ская. И. г. на ко­рот­кое вре­мя объ­еди­ни­ла ев­роп. иск-во, по­слу­жив от­прав­ной точ­кой для раз­ви­тия Воз­ро­ж­де­ния в Ита­лии и Сев. Воз­ро­ж­де­ния в за­аль­пий­ских стра­нах.

Лит.: Courajod L. Leçons professées а̀ l’Ecole du Louvre: 1887–1896. P., 1899. Vol. 1; L’art européen vers 1400. Vienna, 1962; Panofsky E. Early Netherlandish painting: its origins and character. N. Y., 1971; Эр­ши А. Жи­во­пись ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки. Бу­да­пешт, 1986; Хей­зин­га Й. Осень Сред­не­ве­ко­вья. 3-е изд. М., 2002; Villela-Petit I. Le gothique interna­tional: l’art en France au temps de Charles VI. P., 2004.

Вернуться к началу