Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: Т. С. Воронина, В. А. Кулаков

ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКИЙ СТИЛЬ, ели­за­ве­тин­ское Воз­рож­де­ние (Elizabethan style, Eli­zabethan Renaissance), стиль англ. ар­хи­тек­ту­ры и ис­кус­ст­ва 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. Сов­па­да­ет по вре­ме­ни с прав­ле­ни­ем ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I Тю­дор; ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся как по­след­няя фа­за тю­до­ров­ско­го сти­ля.

Елизаветинский стиль. Н. Хиллиард. «Юноша среди розовых кустов». Ок. 1588. Музей Виктории и Альберта (Лондон).
Елизаветинский стиль. Лонглит-хаус в Уилтшире. 1568–80. Архитекторы Р. Смитсон, Дж. Тинн.

В ар­хи­тек­ту­ре Е. с. про­дол­жал нац. тра­ди­ции нач. 16 в., ко­гда в по­строй­ках для зна­ти в боль­шей ме­ре про­яви­лось стрем­ле­ние к ком­фор­ту, чем к безо­пас­но­сти. В Е. с. за­мет­но уси­ли­лись влия­ния франц. Ре­нес­сан­са, флам. мань­е­риз­ма (и че­рез их по­сред­ст­во – итал. Воз­ро­ж­де­ния). Ко­ро­лев­ские по раз­ма­ху двор­цы англ. зна­ти от­ли­ча­лись цель­но­стью объ­ё­мов, яс­но­стью го­ри­зон­таль­но­го чле­не­ния фа­са­дов, струк­ту­ра ко­то­рых об­ра­зо­ва­на чёт­ким рит­мом ри­за­ли­тов, боль­ших пря­мо­уголь­ных окон и эр­ке­ров; внутр. по­ме­ще­ния бы­ли сгруп­пи­ро­ва­ны сим­мет­рич­ны­ми бло­ка­ми во­круг центр. 2-этаж­но­го хол­ла. Осо­бой рос­ко­шью от­ме­че­ны ин­терь­е­ры, в де­ко­ре ко­то­рых при­ё­мы англ. позд­ней го­ти­ки со­че­та­лись с ре­нес­санс­ным ор­на­мен­том, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись леп­ные ук­ра­ше­ния, рос­пи­си, рез­ные ду­бо­вые стен­ные па­не­ли, бо­га­тая от­дел­ка по­тол­ков и ка­ми­нов из цвет­но­го мра­мо­ра. Эле­мен­ты ор­де­ра ис­поль­зо­ва­лись ско­рее как де­ко­ра­тив­ная, чем кон­ст­рук­тив­ная сис­те­ма, что не­ред­ко при­да­ва­ло зда­ни­ям эк­лек­тич. и не­сколь­ко при­чуд­ли­вый ха­рак­тер (Бер­ли-­ха­ус, ны­не в Кем­бридж­ши­ре, 1555–64 и 1577–87, – зда­ние с ка­мин­ны­ми тру­ба­ми в ви­де ио­ни­че­ских ко­лонн); в пла­нах зда­ний, по­ми­мо рас­про­стра­нён­ных форм (в ви­де ли­тер П, Н, Е), ис­поль­зо­ва­лись эк­зо­ти­че­ские (в ви­де ини­циа­лов за­каз­чи­ка; т. н. Тре­уголь­ная Лод­жия в Норт­гем­птон­ши­ре, ок. 1595, и др.).

К зна­ме­ни­тым по­строй­кам Е. с. от­но­сят­ся Лонг­лит-ха­ус в Уилт­шире (1568–1580, ар­хи­тек­то­ры Р. Смит­сон и Дж. Тинн), Кер­би-холл в Норт­гем­птон­ши­ре (1570–75, арх. Дж. Торп; стро­ился до 1590, ны­не ча­стич­но в руи­нах), Уол­ла­тон-холл в Нот­тин­гем­ши­ре (ок. 1580–1588, Смит­сон), Мон­такь­ют-ха­ус в Со­мер­сет­ши­ре (1580–99), а так­же Хар­ду­ик-холл в Дер­би­ши­ре (1590–97, Смит­сон), в ко­то­ром ха­рак­тер­ное для Е. с. пре­об­ла­да­ние над сте­ной гро­мад­ных окон с мел­кой сет­кой пе­ре­плё­тов до­ве­де­но до мак­си­му­ма, а си­лу­эт зда­ния ак­цен­ти­ро­ван баш­ня­ми, за­вер­шаю­щи­ми­ся ажур­ны­ми ка­мен­ны­ми фрон­то­на­ми.

Тя­го­тея к един­ст­ву пред­мет­но­го ан­самб­ля, Е. с. на­шёл от­ра­же­ние в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве. В ме­бе­ли (пре­им. из ду­ба) пре­об­ла­да­ют мас­сив­ные фор­мы, не­ред­ко ис­поль­зо­ван об­шир­ный ар­се­нал ар­хит. мо­ти­вов. Рас­цве­та дос­ти­га­ют юве­лир­ное иск-во и англ. ши­тьё (т. н. opus anglicanum) в ду­хе де­ко­ра­тив­ных пан­но. В об­лас­ти мо­ды (за­пе­чат­лён­ной в жи­во­пи­си) Е. с. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тя­го­те­ни­ем к эле­гант­но­сти, под­чёр­ки­ва­нию уд­ли­нён­ных форм, при­стра­сти­ем к об­ле­гаю­щим кам­зо­лам, ог­ром­ным во­рот­ни­кам, об­рам­ляв­шим ли­цо, и т. п.

Жи­во­пис­цы Е. с., ра­бо­тав­шие гл. обр. в жан­рах па­рад­но­го порт­ре­та и порт­рет­ной ми­ниа­тю­ры (Н. Хил­ли­ард, Г. Го­вер, М. Ге­рартс, А. Оли­вер), соз­на­тель­но ори­ен­ти­ро­ва­лись на твор­че­ст­во Х. Холь­бей­на Млад­ше­го, франц. и ни­дерл. об­раз­цы; их ра­бо­там при­су­щи юве­лир­ная тща­тель­ность ис­пол­не­ния, под­чёрк­ну­тое вни­ма­ние к де­та­лям кос­тю­ма и ак­сес­суа­рам, де­ко­ра­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние цве­та; влия­ние ср.-век. тра­ди­ций ощу­ти­мо в пло­ско­ст­но­сти и ли­ней­ном гра­физ­ме.

Лит.: Wüsten E. Die Architektur des Ma­nie­ris­mus in England. Lpz., 1951; Mercer E. English art. 1553–1625. Oxf., 1962; Strong R. The Elizabethan image. Painting in England 1540–1620. L., 1969; Summerson J. Architecture in Britain. 1530 to 1830. 9th ed. New Haven; L., 1993; Во­ро­ни­на Т. С., Маль­це­ва НЛ., Ста­ро­ду­бо­ва В. В. Ис­кус­ст­во Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах, Фран­ции, Анг­лии. М., 1994.

Вернуться к началу