Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕГИ́ПЕТСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: В. А. Кулаков
Фото В. М. Паппе Египетский стиль. Египетский павильон (Кухонный корпус) в усадьбе Кузьминки (Влахернское) в Москве. 1813–15. Архитекторы А. Н. Воронихин (?) и Д. И. Жилярди.

ЕГИ́ПЕТСКИЙ СТИЛЬ (франц. Retour d’Egyp­te, англ. Egyptian Revival), сти­ли­стич. на­прав­ле­ние в ев­роп. ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве 18 – 1-й пол. 19 вв. Пред­став­лял со­бой сти­ли­за­цию эле­мен­тов де­ко­ра и мо­ти­вов др.-егип. иск-ва (обе­ли­ски, сфин­ксы, цвет­ки ло­то­са и па­пи­ру­са, ие­ро­гли­фы, ре­же – ко­лон­ны с ка­пи­те­ля­ми в ви­де цвет­ков или бу­то­нов па­пи­ру­са и т. п.). По­яв­ле­нию Е. с. пред­ше­ст­во­ва­ли неск. эта­пов ув­ле­че­ния иск-вом Древ­не­го Егип­та. В др.-рим. иск-ве егип. влия­ние про­яв­ля­лось со вре­ме­ни за­вое­ва­ния Егип­та рим­ля­на­ми (30 до н. э.), его при­ме­ры – Мав­зо­лей Кая Цес­тия на Ос­тий­ской до­ро­ге близ Ри­ма, в ви­де пи­ра­ми­ды, об­ли­цо­ван­ной мра­мо­ром (12 до н. э.), и «Ка­ноп» с эк­сед­рой «Се­ра­пе­ум» на Вил­ле Ад­риа­на в Ти­во­ли (118–134). По­сле дли­тель­но­го заб­ве­ния ин­те­рес к егип. иск-ву воз­ро­дил­ся в Ита­лии в кон. 15–16 вв.; в 17 в. это­му спо­соб­ст­во­ва­ли мис­тич. тео­рии ро­зен­крей­це­ров и ма­со­нов.

Египетский стиль. Сосуд из "Большого египетского сервиза". Фарфор, надглазурная роспись. 1805–08. Модель Л. С. Буазо по рисунку Д. В. Денона, живопись Ж. Ф. Ж. Свебаха-Дефонтена. Севрская мануфа...

Ро­ж­де­нию собственно Е. с. пред­ше­ст­ву­ют опи­са­ния егип. па­мят­ни­ков, ос­нован­ные на пу­те­вых впе­чат­ле­ни­ях, – «Пи­ра­ми­до­гра­фия» Дж. Грив­са (1646), ра­бо­ты Б. де Мон­фо­ко­на (1719–24), Ф. Нор­де­на (1755), А. К. Ф. Тюбь­е­ра, гра­фа Ке­лю­са (1752–67). Мо­ти­вы егип. иск-ва про­ни­ка­ют в твор­че­ст­во Дж. Б. Пи­ра­не­зи (де­кор Анг­лий­ско­го ка­фе на пл. Ис­па­нии в Ри­ме, 1760-е гг.; се­рия гра­вюр, 1769, со­дер­жав­шая про­ек­ты уб­ран­ст­ва ка­ми­нов, све­тиль­ни­ков, ме­бе­ли, ча­сов), жи­во­пись Ю. Ро­бе­ра (изо­бра­же­ния пи­ра­мид и обе­ли­сков), ра­бо­ты юве­ли­ра И. Динг­лин­ге­ра («Ал­тарь Апи­са», 1731, му­зей «Зе­лё­ный свод», Дрез­ден), ке­ра­ми­ку Дж. Уэд­жву­да; в ар­хит. про­ек­ты Э. Л. Бул­ле (Ка­пел­ла Мёрт­вых, ок. 1780), К. Н. Ле­ду, Т. Хо­упа (эс­ки­зы ме­бе­ли и де­ко­ра ин­терь­е­ров) и др.

Окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние Е. с. и пре­вра­ще­ние его в важ­ную со­став­ляю­щую Ди­рек­то­рии сти­ля и ам­пи­ра про­ис­хо­дит по­сле Еги­пет­ской экс­пе­ди­ции На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та 1798–1801. В ней при­ни­мал уча­стие Д. В. Де­нон, опуб­ли­ко­вав­ший кни­гу о пу­те­ше­ст­вии по Ниж­не­му и Верх­не­му Егип­ту (1802) с собств. гра­вю­ра­ми. По его ри­сун­кам вы­пол­не­ны так­же гра­вю­ры для 20-том­но­го из­да­ния «Опи­са­ние Егип­та» («Description de l’Egypte», 1809–22) Э. Ф. Жо­ма­ра. Е. с. на­шёл от­ра­же­ние в ар­хи­тек­ту­ре (ряд ин­терь­е­ров Ш. Пер­сье и П. Ф. Л. Фон­те­на; пе­ре­строй­ка Оте­ля Бо­гар­не в Па­ри­же, 1804–06, арх. Л. Э. Ба­тай; ус­та­нов­ка в 1836 егип. обе­ли­ска из Лук­со­ра в цен­тре пл. Со­гла­сия в Па­ри­же, арх. Ж. Б. Ле­ба) и в при­клад­ном иск-ве (ме­бель Ф. О. Ж. Жа­ко­ба-Де­маль­те­ра, «Еги­пет­ские сер­ви­зы», ис­пол­нен­ные на Севр­ской ма­ну­фак­ту­ре, брон­зо­вые из­де­лия П. Ф. То­ми­ра и др.).

Е. с. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние во мно­гих стра­нах. В Ве­ли­ко­бри­та­нии воз­во­ди­лись т. н. Еги­пет­ские за­лы на Пик­ка­дил­ли в Лон­до­не (зал от­крыт У. Бал­ло­ком в 1811, арх. П. Ф. Ро­бин­сон; не сохр.) и в б-ке Де­вон­пор­та (1823, Дж. Фо­ул­стон), так­же ряд над­гро­бий, ке­но­та­фов и др.; в Рос­сии – т. н. Еги­пет­ский па­виль­он Ос­тан­кин­ско­го двор­ца в Мо­ск­ве [кон. 1790-х гг., В. Брен­на (?), П. И. Ар­гу­нов и др.], Еги­пет­ский вес­ти­бюль двор­ца в Пав­лов­ске (1802–08, А. Н. Во­ро­ни­хин), Еги­пет­ский мост че­рез Фон­тан­ку в С.-Пе­тер­бур­ге (1825–26, скульп­тор П. П. Со­ко­лов), т. н. Еги­пет­ские во­ро­та у въез­да в Цар­ское Се­ло (1829–32, арх. А. А. Ме­не­лас); арх. К. А. То­ном в 1831–32 бы­ли ус­та­нов­ле­ны сфин­ксы из Фив на на­бе­реж­ной пе­ред зда­ни­ем пе­терб. АХ, и др. Свое­об­раз­ное вы­ра­же­ние Е. с. на­шёл в сце­но­гра­фии опе­ры «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (1791), осо­бен­но в бер­лин­ской по­ста­нов­ке 1816 (худ. К. Ф. Шин­кель).

Ре­ми­ни­сцен­ции Е. с. встре­ча­ют­ся в ар­хи­тек­ту­ре мо­дер­на (Еги­пет­ский зал в особ­ня­ке П. П. Смир­но­ва в Мо­ск­ве, 1901–03, арх. Ф. О. Шех­тель); по­сле сен­са­ци­он­ных на­хо­док др.-егип. иск-ва в Эль-Амар­не и рас­ко­пок гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на (1922) фор­мы егип. иск-ва ока­за­ли воз­дей­ст­вие и на ис­ка­ния сти­ля ар деко в об­ла­сти ди­зай­на ин­терь­е­ров. Од­ним из позд­них про­яв­ле­ний ин­те­ре­cа к егип. те­ме ста­ло воз­ве­де­ние за­стек­лён­ной пи­ра­ми­ды во дво­ре Лув­ра в Па­ри­же (1989, арх. И. М. Пей).

Лит.: Carrott R. G. The Egyptian revival: its sources, monuments and meaning. 1808–1858. Berk., 1978; Clayton P. The rediscovery of ancient Egypt. L., 1982; Curl JS. The Egyptian revival: an introductory study of a recurring theme in the history of taste. L., 1982; Syn­dram D. ̈Agypten-Faszinationen; Un­ter­su­chun­gen zum Ägyptenbild im europäischen Klas­sizismus bis 1800. Fr./M., 1990.

Вернуться к началу