Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЮ́НЕВАЛЬД

Авторы: Н. А. Истомина
М. Грюневальд. «Изенгеймский алтарь» (будничное раскрытие). 1512–15. Музей Унтерлинден (Кольмар).

ГРЮ́НЕВАЛЬД (Grünewald) Ма­тис (Ма­ти­ас) [ок. 1475/1480, Вюрц­бург (?) – 30 или 31.8.1528, Гал­ле], нем. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, ин­же­нер-гид­рав­лик, ар­хи­тек­тор. Г. – про­зви­ще, поя­вив­шее­ся в 17 в. в соч. «Не­мец­кая ака­де­мия» И. фон Зан­д­рар­та; в до­ку­мен­тах сво­его вре­ме­ни упо­ми­на­ет­ся как Нит­харт, Ней­тхардт, Ней­тхарт (Nithart, Neithardt, Neithart), Гот­харт, Гот­хардт (Gothart, Gothardt) и др. Боль­шин­ст­во про­из­ве­де­ний Г. бы­ли вы­пол­не­ны для г. Ашаф­фен­бург, где, по-ви­ди­мо­му, на­хо­ди­лась его мас­тер­ская. Пер­вое сви­де­тель­ст­во о дея­тель­но­сти Г. от­но­сит­ся к 1504. Ок. 1510 на­хо­дил­ся на служ­бе у ар­хи­еп. Майнц­ско­го У. фон Гем­мин­ге­на, вла­дель­ца Ашаф­фен­бург­ско­го зам­ка, соз­да­вал жи­во­пис­ные ал­та­ри, вёл стро­ит. ра­бо­ты, со­ору­жал фон­та­ны и ко­лод­цы. В 1511–12 по за­ка­зу франк­фурт­ско­го мон. до­ми­ни­кан­цев ис­пол­нил в тех­ни­ке гри­зай­ля не­под­виж­ные бо­ко­вые створ­ки для «ал­та­ря Гел­ле­ра» А. Дю­ре­ра с изо­бра­же­ния­ми свя­тых Лав­рен­тия и Ки­риа­ка (Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не), св. Ели­за­ве­ты и св. Лю­ции (?) (Кун­ст­хал­ле, Кар­лс­руэ). В 1516–25 – на служ­бе у но­во­го ар­хи­еп. Майнц­ско­го, за­тем кар­ди­на­ла, Альб­рех­та Бран­ден­бург­ско­го, ра­бо­тал над ал­та­ря­ми для церк­вей Ашаф­фен­бур­га, со­бо­ра в Майн­це, мо­на­сты­ря в Гал­ле. Ве­ро­ят­но, в 1520 в сви­те Альб­рех­та Бран­ден­бург­ско­го при­сут­ст­во­вал в Ахе­не на ко­ро­на­ции Кар­ла V, где встре­чал­ся с Дю­ре­ром, по­да­рив­шим ему свои гра­вю­ры. В 1525 Г. уе­хал во Франк­фурт, где, по кос­вен­ным дан­ным, при­сое­ди­нил­ся к вос­став­шим в Кре­сть­ян­ской вой­не 1524–26. Впо­след­ст­вии Г., ос­та­вив жи­во­пись, за­нял­ся из­го­тов­ле­ни­ем це­леб­но­го мы­ла и про­да­жей кра­сок.

М. Грюневальд. «Воскресение» из «Изенгеймского алтаря» (воскресное раскрытие). 1512–15. Музей Унтерлинден (Кольмар).

Г. – один из наи­бо­лее яр­ких и ори­ги­наль­ных пред­ста­ви­те­лей Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния в Гер­ма­нии. В его ран­них ра­бо­тах («Ос­мея­ние Хри­ста», 1503, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) ощу­ща­ет­ся влия­ние Х. Холь­бей­на Стар­ше­го. Ико­но­гра­фия «Рас­пя­тий» Г. («Рас­пя­тие», 1505–08, Пуб­лич­ное ху­дож. со­б­ра­ние, Ба­зель; «Ма­лое Рас­пя­тие», ок. 1510–1512, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон) и не­кото­рых др. ра­бот свя­за­на со ср.-век. мис­ти­циз­мом, осо­бен­но с «Не­бес­ны­ми от­кро­ве­ния­ми» св. Бир­гит­ты, где под­роб­но опи­са­ны её ви­де­ния Стра­стей Хри­сто­вых. Ду­ху экс­та­тич. ви­де­ний со­от­вет­ст­ву­ют субъ­ек­тив­ная трак­тов­ка ре­лиг. сю­же­та, не­обы­чай­ная экс­прес­сив­ность форм и фан­та­стич. ко­ло­рит, имею­щий ис­то­ки в ср.-век. ми­ниа­тю­ре и вит­ра­жах. Са­мое зна­чит. про­изв. Г. – «Изен­гейм­ский ал­тарь» (1512–15, Му­зей Унтер­лин­ден, Коль­мар) – слож­ное со­ору­же­ние с тре­мя па­ра­ми ство­рок (со­от­вет­ст­вую­щи­ми буд­нич­но­му ви­ду, вос­крес­но­му и празд­нич­но­му рас­кры­ти­ям) и пре­деллой. В за­кры­том, буд­нич­ном ви­де центр. часть за­ни­ма­ет ог­ром­ное «Рас­пя­тие» – кар­ти­на смер­ти Хри­ста, пол­ная дра­ма­тиз­ма и точ­но со­от­вет­ст­вую­щая на­ту­ра­ли­сти­че­ско­му опи­са­нию Бир­гит­ты; на бо­ко­вых створ­ках – св. Се­ба­сть­ян (пред­по­ло­жи­тель­но с ав­то­порт­рет­ны­ми чер­та­ми) и св. Ан­то­ний, в пре­дел­ле – «По­ло­же­ние во гроб». На вос­крес­ном рас­кры­тии ал­та­ря тра­ги­че­ская на­пря­жён­ность ус­ту­па­ет ме­сто ра­до­ст­но­му пан­теи­сти­че­ско­му ми­ро­вос­прия­тию в ком­по­зи­ци­ях «Бла­го­ве­ще­ние», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Вос­кре­се­ние». Здесь в пол­ной ме­ре про­яви­лись спо­соб­но­сти Г. как ве­ли­чай­ше­го ко­ло­ри­ста: кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов со­сед­ст­ву­ют с то­но­вы­ми гра­да­ция­ми, яр­кие и на­сы­щен­ные цве­то­вые ак­кор­ды – с поч­ти ак­ва­рель­ной ню­ан­си­ров­кой. В празд­нич­ном рас­кры­тии Г. при­над­ле­жат бо­ко­вые створ­ки с ком­по­зи­ция­ми «По­се­ще­ние св. Ан­то­ни­ем св. Пав­ла Пус­тын­ни­ка» и «Ис­ку­ше­ние св. Ан­то­ния», флан­ки­рую­щие цен­траль­ную скульп­тур­ную часть ал­та­ря. В позд­них ра­бо­тах на те­му Стра­стей Хри­сто­вых («Тау­бер­би­шофс­хейм­ский ал­тарь», 1523–24, Кун­ст­хал­ле, Кар­лс­руэ, и др.). Г. дос­ти­га­ет пре­дель­ной ла­ко­нич­но­сти и эмо­цио­наль­ной на­пря­жён­но­сти. Про­из­ве­де­ния кон. 1510-х – 1520-х гг. («Штуп­пах­ская ма­дон­на», 1517–19, При­ход­ская цер­ковь, Штуп­пах; «Встре­ча свя­тых Эраз­ма и Мав­рикия», кон. 1510-х – 1-я пол. 1520-х гг., Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) от­ли­ча­ют­ся мо­ну­мен­таль­но­стью форм и яс­но­стью ком­по­зи­ци­он­но­го по­строе­ния, что сви­де­тель­ст­ву­ет о воз­дей­ст­вии иск-ва итал. Воз­ро­ж­де­ния. Не­мно­го­чис­лен­ные со­хра­нив­шие­ся ри­сун­ки Г. (са­мо­стоя­тель­ные и под­го­то­ви­тель­ные) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся жи­во­пис­ным под­хо­дом, мяг­ко­стью ли­ний и све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки. Г. не имел по­сле­до­ва­те­лей, его твор­чест­во ос­та­ёт­ся изо­ли­ро­ван­ным яв­ле­ни­ем в ев­роп. ис­кус­ст­ве. Биография Г. и его творчество вдохновили П. Хиндемита на создание симфонии «Художник Матис» (1934) и одноим. оперы (1938).

Лит.: Schmid H. A. Die Gemälde und Zeich­nun­gen von M. Grünewald. Strasburg, 1907–1911. Bd 1–2; Zülch W. K. Der historische Grüne­wald. Münch., 1938; Behling L. Die Handzei­ch­nun­gen des M. Gothart Nithart genannt Grüne­wald. Weimar, 1955; Либ­ман М. Я. Дю­рер и его эпо­ха. М., 1972; Не­ми­лов А. Н. Грю­не­вальд. М., 1972; M. Grünewald. Der Isen­heimer Altar / Hrsg. E. Ruhmer. Münch.; Z., 1979; Dec­ker B. Dürer und Grünewald, der Frankfurter Heller-Altar: Rahmen­bedingun­gen der Altarmalerei. Fr./M., 1996.

Вернуться к началу