Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕЦИА́НОВЦЫ

Авторы: А. М. Муратов
С. К. Зарянко. «Портрет художника и скульптора Ф. П. Толстого». 1850. Русский музей (С.-Петербург).
Г. В. Сорока. «Кабинет дома в Островках, имении П. П. Милюкова». 1844. Русский музей (С.-Петербург).

ВЕНЕЦИА́НОВЦЫ (ве­не­циа­нов­ская шко­ла), груп­па рос. ху­дож­ни­ков 2-й четв. 19 в. – жи­во­пис­цев и гра­фи­ков, ча­ст­ным об­разом учив­ших­ся у А. Г. Ве­не­циа­но­ва в С.-Пе­тер­бур­ге и дер. Са­фон­ко­во Твер­ской губ. В ос­но­ве ме­то­ди­ки Ве­не­циа­нова – по­сте­пен­ное ос­вое­ние жи­во­пи­си с на­ту­ры по пра­ви­лам пря­мой пер­спек­ти­вы, от на­тюр­мор­та и ин­терь­е­ра до порт­ре­та и жан­ро­вой сце­ны. Осн. учеб­ным за­да­ни­ем и мо­де­лью кар­ти­ны лю­бо­го жан­ра слу­жил ин­терь­ер: ра­бо­тая над ним, ху­дож­ник ре­шал про­бле­мы ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва, раз­ме­ще­ния в нём фи­гур и пред­ме­тов, ос­ве­ще­ния, един­ст­ва све­то­воз­душ­ной сре­ды. Ве­не­циа­нов ус­пеш­но ис­поль­зо­вал прин­цип т. н. лан­кастер­ских школ вза­им­но­го обу­че­ния: учеб­ные ра­бо­ты В., вы­пол­нен­ные под рук. учи­те­ля или наи­бо­лее ус­пе­ваю­щих уче­ни­ков, ста­но­ви­лись пол­но­цен­ны­ми про­из­ве­де­ния­ми иск-ва. Раз­ви­тие на­тюр­мор­та, ин­терь­е­ра, ин­тим­но­го порт­ре­та, нац. пей­за­жа и бы­то­во­го жан­ра, кре­сть­ян­ской те­мы в рус. иск-ве – во мно­гом за­слу­га ве­не­циа­нов­ской шко­лы. К ней при­над­ле­жа­ли ок. 70 ху­дож­ни­ков, в осн. вы­ход­цев из бед­ней­ших сло­ёв по­дат­ных со­сло­вий: А. А. Алек­се­ев, А. Г. Де­ни­сов, К. А. Зе­лен­цов, Е. Ф. Крен­дов­ский, Н. С. Кры­лов, Л. К. Пла­хов, Ф. М. Сла­вян­ский, А. В. Ты­ра­нов, А. Ф. Чер­ны­шёв и др.; сре­ди них наи­бо­лее ори­гиналь­ны Г. В. Со­ро­ка и С. К. За­рян­ко. Луч­ши­е про­из­ве­де­ния В., со­хра­няя при­зна­ки на­ив­но­го иск-ва, вы­де­ля­ют­ся утон­чён­но­стью ко­ло­ри­та и све­то­те­не­вых от­но­ше­ний, лю­бов­но-со­зер­ца­тель­ным от­но­ше­ни­ем к ми­ру. Часть В. под влия­ни­ем К. П. Брюл­ло­ва пе­ре­шла к псев­до­клас­сич. сю­же­там, ис­поль­зуя по­верх­но­ст­ные эф­фек­ты са­лон­но-ака­де­мич. жи­во­пи­си (Г. К. Ми­хай­лов, А. Н. Мок­риц­кий, А. В. Ты­ра­нов и др.). В це­лом иск-во В., близ­кое би­дер­май­е­ру, спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию на­ту­ра­лиз­ма и реа­лиз­ма в рус. ис­кус­ст­ве.

Лит.: Смир­нов Г. В. Ве­не­циа­нов и его шко­ла. Л., 1973; Алек­сее­ва Т. В. Ху­дож­ни­ки шко­лы Ве­не­циа­но­ва. М., 1982; Му­ра­тов А. М. С. К. За­рян­ко – ху­дож­ник, пе­да­гог, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. СПб., 2003.

Вернуться к началу