Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕЦИА́НОВ

Авторы: А. М. Муратов

ВЕНЕЦИА́НОВ Алек­сей Гав­ри­ло­вич [7(18).2.1780, Мо­ск­ва – 4(16).12.1847, с. Под­ду­бье Твер­ской губ.], рос. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, гра­вёр и пе­да­гог. Сын куп­ца греч. про­ис­хо­ж­де­ния. Учил­ся в Моск. ча­ст­ном пан­сио­не, в 1802 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где слу­жил чи­нов­ни­ком, од­но­вре­мен­но ко­пи­ро­вал кар­ти­ны ста­рых мас­те­ров в Эр­ми­та­же и ра­бо­тал под рук. В. Л. Бо­ро­ви­ков­ско­го. В ран­ний пе­ри­од пи­сал пре­им. ли­ри­че­ские и ин­тим­ные порт­ре­ты (мас­ло и пас­тель) в ду­хе сен­ти­мен­та­лиз­ма и пред­ро­ман­тиз­ма: ма­те­ри ху­дож­ни­ка, А. Л. Ве­не­циа­но­вой (1801), «Мо­ло­дой че­ло­век в ис­пан­ском кос­тю­ме» (1804), А. И. Би­би­ко­ва (ок. 1805 и ме­ж­ду 1807 и 1809; все – в ГРМ). За «Ав­то­порт­рет» (1811, там же) по­лу­чил зва­ние «на­зна­чен­но­го», за клас­си­ци­стич. «Порт­рет К. И. Го­ло­ва­чев­ско­го с тре­мя вос­пи­тан­ни­ка­ми Ака­де­мии ху­до­жеств» (1811, там же) – ака­де­ми­ка пе­терб. АХ. Из­дал «Жур­нал ка­ри­ка­тур на 1808 год в ли­цах» (ис­пол­нил для не­го неск. офор­тов) – пер­вый в Рос­сии ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный юмо­ри­стич. ли­сток, вско­ре за­пре­щён­ный цен­зу­рой. Од­но­вре­мен­но сде­лал мно­го ри­сун­ков на бы­то­вые те­мы («На Сен­ном рын­ке», «Гу­ля­нье» и др.; ГРМ и ГТГ). Во вре­мя Отечественной вой­ны 1812 вме­сте с И. И. Те­ре­бе­нё­вым и И. А. Ива­новым из­да­вал са­ти­рические ли­ст­ки в лу­боч­ной ма­не­ре, ис­поль­зуя тех­ни­ку офор­та («Фран­цуз­ский па­рик­махер», «На­по­ле­о­но­ва гвар­дия под кон­во­ем ста­рос­ти­хи Ва­си­ли­сы»). Од­ним из пер­вых в Рос­сии об­ра­тил­ся к ли­то­гра­фии, вы­пол­нил се­рию ис­то­рических порт­ре­тов (Пет­ра I, Ер­ма­ка и др., 1816–19).

А. Г. Венецианов. «Гадание на картах». 1845. Русский музей (С.-Петербург).
А. Г. Венецианов. «Утро помещицы». 1823. Русский музей (С.-Петербург).

Под влия­ни­ем уви­ден­ной в 1819 на вы­став­ке кар­ти­ны Ф. М. Гра­не «Внут­рен­ний вид хо­ра в церк­ви ка­пу­цин­ско­го мо­на­сты­ря…» В. при­шёл к убе­ж­де­нию, что глав­ным и един­ст­вен­ным учи­те­лем ху­дож­ни­ка яв­ля­ет­ся на­ту­ра. В том же го­ду он ос­та­вил служ­бу и пе­ре­ехал в своё име­ние Са­фон­ко­во близ Тве­ри, по­свя­тив се­бя жи­во­пи­си и пре­по­да­ва­нию. Кар­ти­на «Гум­но» (1821–22, ГРМ) от­кры­ва­ет пе­ри­од зре­ло­го твор­че­ст­ва В.: он пи­шет сво­их кре­по­ст­ных, сце­ны кре­сть­ян­ской жиз­ни в ин­терь­е­ре и пей­за­же, не­из­мен­но на­пол­нен­ные тё­п­лым зо­ло­ти­стым све­том. «Ут­ро по­ме­щи­цы» (1823, ГРМ) пе­ре­да­ёт ат­мо­сфе­ру пат­ри­ар­халь­но­го ук­ла­да име­ния; в бу­ко­ли­че­ских кар­ти­нах «Спя­щий пас­ту­шок» (ме­ж­ду 1823 и 1826, ГРМ), «На паш­не. Вес­на», «На жат­ве. Ле­то» (обе до 1827, ГТГ), «Жне­цы» (2-я пол. 1820-х гг., ГРМ) В. вы­сту­пил не толь­ко как жан­рист, но и как та­лант­ли­вый пей­за­жист, од­ним из пер­вых вос­пев­ший рус. при­ро­ду. Про­из­ве­де­ния В. от­ли­ча­ет со­зер­ца­тель­ность, бес­кон­фликт­ность; жан­ро­вые сце­ны идил­лич­ны, не ли­ше­ны ми­фо­ло­гич. ал­лю­зий; его идеа­ли­зи­ро­ван­ные се­ля­не празд­нич­но-кра­си­вы, оду­хо­тво­ре­ны, ис­пол­не­ны дос­то­ин­ст­ва. Сле­дуя тра­ди­ции сен­ти­мен­та­лиз­ма, жи­во­пись В. свое­об­раз­но пре­лом­ля­ет тен­ден­ции би­дер­май­е­ра и за­кла­ды­ва­ет ос­но­вы по­этич. реа­лиз­ма в отеч. иск-ве. В. пи­сал так­же об­разá для церк­вей, соз­дал неск. ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. ком­пози­ций («Пётр Ве­ли­кий. Ос­но­ва­ние Санкт-Пе­тер­бур­га», 1838, ГТГ, и др.).

Зна­чи­тель­на роль В. как пе­да­го­га. С 1818 он чл. «Воль­но­го об-ва уч­ре­ж­де­ния учи­лищ вза­им­но­го обу­че­ния» – ле­галь­ной ор­га­ни­за­ции де­каб­ри­стов. В. бес­плат­но учил всех же­лаю­щих, про­ти­во­пос­та­вив свой на­тур­ный ме­тод ака­де­мич. тра­ди­ции, и вос­пи­тал ок. 70 жи­во­пис­цев, т. н. ве­не­ци­анов­цев. Твор­че­ст­во В. вдох­нов­ля­ло ху­дож­ни­ков раз­ных школ 19–20 вв. (З. Е. Се­реб­ря­ко­ву, К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на, В. И. Си­до­ро­ва и др.).

Лит.: Са­ви­нов А. Н. А. Г. Ве­не­циа­нов. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1955; А. Г. Ве­не­циа­нов: Ста­тьи. Пись­ма. Со­вре­мен­ни­ки о ху­дож­ни­ке. Л., 1980; А. Г. Ве­не­циа­нов. 1780–1847. (Кат. вы­став­ки). Л., 1983.

Вернуться к началу