Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН ЭЙК

Авторы: К. С. Егорова

ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян [ок. 1390 или 1385, Маа­сейк (?), близ Маа­ст­рих­та – 22 или 23.6.1441, Брюг­ге], ни­дерл. жи­во­пи­сец и ми­ниа­тю­рист, один из за­чи­на­те­лей иск-ва Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах. Его имя впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1422–24, ко­гда он был на служ­бе у пра­ви­те­ля Ни­дер­лан­дов Ио­ан­на Ба­вар­ско­го и ра­бо­тал над ук­ра­ше­ни­ем граф­ско­го зам­ка в Гаа­ге. С 1425 при­двор­ный ху­дож­ник бур­гунд­ско­го гер­цо­га Фи­лип­па Доб­ро­го (в 1425–28 ра­бо­тал в Лил­ле); по его по­ру­че­нию в 1428–29 по­се­тил Ис­па­нию и Пор­ту­га­лию, где, по-ви­ди­мо­му, ис­пол­нял порт­ре­ты (не со­хра­ни­лись). Са­мы­ми ран­ни­ми со­хра­нив­ши­ми­ся ра­бо­та­ми В. Э. счи­та­ют­ся при­пи­сы­вае­мые ему 7 ми­ниа­тюр «Ту­ри­но-Ми­лан­ско­го ча­со­сло­ва» [1422–24(?), Му­ни­ци­паль­ный му­зей, Ту­рин], ис­пол­нен­ные в тра­ди­ци­ях ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки. С 1431 ху­дож­ник по­се­лил­ся в Брюг­ге.

Круп­ней­шее про­из­ве­де­ние В. Э. – зна­ме­ни­тый ал­тар­ный об­раз (по­лип­тих) «По­кло­не­ние мис­ти­че­ско­му Агн­цу», из­вест­ный как «Гент­ский ал­тарь» (в со­бо­ре Св. Ба­во­на в Ген­те; ок. 1430–32 или 1423–32). Со­став­лен­ный из мн. от­дель­ных ство­рок с изо­бра­же­ни­ем разл. сцен и пер­со­на­жей из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та, порт­ре­та­ми до­на­то­ров (Йо­до­ку­са Вей­да и его суп­ру­ги), ве­ли­че­ст­вен­ный ал­тарь пред­став­ля­ет зри­те­лю це­ло­ст­ную кар­ти­ну ми­ро­зда­ния; не­смот­ря на на­личие в ря­де сцен ар­ха­ич. черт, вос­хо­дя­щих к иск-ву го­ти­ки, слож­ная ре­лиг. сим­во­ли­ка пре­тво­ре­на в нём в кон­крет­ные, жиз­нен­ные об­ра­зы. В буд­ни осн. (внут­рен­няя) часть ал­та­ря бы­ла за­кры­та створ­ка­ми с поч­ти мо­но­хром­ной жи­во­пи­сью; в празд­ни­ки они рас­кры­ва­лись, соз­да­вая эф­фект «яв­лен­но­го чу­да». Слож­ный ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел про­из­ве­де­ния и вы­со­чай­шее мас­тер­ст­во ис­пол­не­ния от­кры­ва­ли со­бой но­вую эпо­ху в раз­ви­тии иск-ва Ни­дер­лан­дов. С ис­клю­чи­тель­ной реа­ли­стич. сме­ло­стью и вы­ра­зи­тель­но­стью изо­бра­же­ны на внеш­них створ­ках ал­та­ря об­на­жён­ные фи­гу­ры Ада­ма и Евы; фи­гу­ры по­ющих и му­зи­ци­рую­щих ан­ге­лов на бо­ко­вых створ­ках, ис­кус­но впи­сан­ные в уз­кие рам­ки ком­по­зи­ции, от­ли­ча­ют­ся убе­ди­тель­ной пла­стич. ося­зае­мо­стью; тон­кой по­этич­но­стью, мас­тер­ст­вом пе­ре­да­чи про­стран­ст­ва и све­то­воз­душ­ной сре­ды вы­де­ля­ют­ся пей­заж­ные фо­ны в центр. сце­не «По­кло­не­ние ми­сти­чес­ко­му Агн­цу».

Ян ван Эйк. «Благовещение». Ок. 1435–36. Национальная галерея (Вашингтон).
Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Никола Ролена». Ок. 1436. Лувр (Париж).

К луч­шим про­из­ве­де­ни­ям В. Э. от­но­сят­ся так­же ал­тар­ные ком­по­зи­ции «Бла­го­ве­ще­ние» (ок. 1435–36, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон); «Ма­дон­на канц­ле­ра Ни­ко­ла Ро­ле­на» (ок. 1436, Лувр, Па­риж) и «Ма­дон­на ка­но­ни­ка Ге­ор­га ван дер Па­ле» (1436, Гру­нин­ге-мю­се­ум, Брюг­ге), на­зван­ные по име­нам за­каз­чи­ков (до­нато­ров); трип­тих «Бо­го­ма­терь с мла­ден­цем», «Св. Ми­ха­ил с до­на­то­ром» и «Св. Ека­те­ри­на» (1437, Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден). Раз­ви­вая и обо­га­щая дос­ти­же­ния сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков (Ро­бе­ра Кам­пе­на и др.), В. Э. пре­вра­ща­ет тра­диц. сце­ну по­кло­не­ния Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей мла­ден­ца, в ве­ли­че­ст­вен­ное и кра­соч­ное изо­бра­же­ние зри­мо­го, ре­аль­но­го ми­ра, ис­пол­нен­ное спо­кой­ной со­зер­ца­тель­но­сти. В рав­ной ме­ре ху­дож­ни­ка ин­те­ре­су­ют и че­ло­век во всей его не­по­вто­ри­мой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, и ок­ру­жаю­щая его сре­да: порт­рет­ные об­ра­зы, пей­заж, ин­терь­ер, на­тюр­морт в его ком­по­зи­ци­ях об­ра­зу­ют гар­мо­нич­ное един­ст­во. Чрез­вы­чай­ная тща­тель­ность и вме­сте с тем обоб­щён­ность жи­во­пи­си вы­явля­ют са­мо­цен­ность и кра­со­ту ка­ж­дой де­та­ли (ар­хит. эле­мен­ты, пред­ме­ты об­ста­нов­ки, цве­ту­щие рас­те­ния, рос­кош­ные тка­ни, ук­ра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми); ис­пол­нен­ный све­та и воз­ду­ха па­но­рам­ный пей­заж в «Ма­дон­не канц­ле­ра Ни­ко­ла Ро­ле­на» вос­при­ни­ма­ет­ся как со­би­ра­тель­ный об­раз Все­лен­ной. Иск-во В. Э. про­ник­ну­то глу­бо­ким по­ни­ма­ни­ем су­ще­го как во­пло­ще­ния Божь­е­го про­мыс­ла, вы­ра­же­ни­ем че­го яв­ля­ет­ся стро­гое, про­ду­ман­ное и вме­сте с тем ес­теств. по­строе­ние ком­по­зи­ции, пол­ное тон­ко­го ощу­ще­ния про­стран­ст­вен­ной со­раз­мер­но­сти.

Ре­ше­ние встав­ших пе­ред В. Э. творч. про­блем тре­бо­ва­ло раз­ра­бот­ки но­вых средств ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти. Од­ним из пер­вых он ос­во­ил пла­стич. воз­мож­но­сти мас­ля­ной жи­во­пи­си, ис­поль­зуя тон­кие, про­све­чи­ваю­щие слои крас­ки, по­ло­жен­ные один по­верх дру­го­го на свет­лый под­ма­лё­вок (т. н. флам. ма­не­ра мно­го­слой­но­го про­зрач­но­го пись­ма); этот жи­во­пис­ный ме­тод по­зво­лил В. Э. дос­ти­гать ис­клю­чит. глу­би­ны, бо­гат­ст­ва и све­то­си­лы цве­та, тон­ко­сти све­то­те­не­вых и кра­соч­ных пе­ре­хо­дов. Звуч­ные, ин­тен­сив­ные, чис­тые то­на кра­сок в кар­ти­нах В. Э. про­ни­за­ны воз­ду­хом и све­том, объ­е­ди­не­ны в еди­ное гар­мо­нич. це­лое.

Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини». 1434. Национальная галерея (Лондон).

В. Э. – один из пер­вых в Ев­ро­пе (на­ря­ду с Р. Кам­пе­ном) мас­те­ров порт­рет­ной жи­во­пи­си, вы­де­лив­шей­ся в его твор­че­ст­ве в са­мо­сто­ят. жанр. По­груд­ные, обыч­но изо­бра­жаю­щие мо­дель в трёх­чет­верт­ном по­во­ро­те, порт­ре­ты В. Э. от­ли­ча­ют­ся стро­гой про­сто­той и от­то­чен­но­стью вы­ра­зит. средств: кар­ди­нал Аль­бер­га­ти (?) (1431–32, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; под­го­то­вит. ри­су­нок – Гра­фич. со­б­ра­ние, Дрез­ден); «Ти­мо­фей» (1432) и «Че­ло­век в крас­ном го­лов­ном убо­ре» (1432; ра­нее счи­тал­ся ав­то­порт­ре­том В. Э.; оба – в Нац. га­ле­рее, Лон­дон); порт­рет же­ны ху­дож­ни­ка Мар­га­ри­ты (1439, Гру­нин­ге-мю­се­ум, Брюг­ге). Бес­при­стра­ст­но прав­ди­вая и тща­тель­ная пе­ре­да­ча об­ли­ка че­ло­ве­ка под­чи­не­на в них про­ни­ца­тель­но­му рас­кры­тию гл. осо­бен­но­стей его ха­рак­те­ра и от­ра­жа­ет глу­бо­кое осоз­на­ние дос­то­ин­ст­ва и цен­но­сти лич­но­сти. Ху­дож­ник соз­дал пер­вый в ев­роп. жи­во­пи­си двой­ной порт­рет – про­ник­ну­тое слож­ной сим­во­ли­кой и, од­но­вре­мен­но, ин­тим­но-ли­рич. чув­ст­вом изо­бра­же­ние куп­ца Дж. Ар­ноль­фи­ни с же­ной в уют­ном ин­терь­е­ре не­боль­шой, на­пол­нен­ной мяг­ким све­том бюр­гер­ской ком­на­ты (1434, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Твор­че­ст­во В. Э. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ли­ло пу­ти даль­ней­ше­го раз­ви­тия ни­дер­ланд­ской шко­лы жи­во­пи­си, круг её про­блем и ин­те­ре­сов. Мощ­ное воз­дей­ст­вие иск-ва В. Э. ис­пы­та­ли не толь­ко ни­дерл., но и итал. мас­те­ра Воз­ро­ж­де­ния (Ан­то­нел­ло да Мес­си­на и др.).

Брать­я­ми В. Э. бы­ли жи­во­пис­цы Лам­берт (Лам­брехт) [ра­бо­тал в Брюг­ге при дво­ре Фи­лип­па Доб­ро­го с 1431; по­след­нее упо­ми­на­ние в 1442; воз­мож­но, уча­ст­во­вал в за­вер­ше­нии «Ма­дон­ны с Мла­ден­цем, свя­ты­ми Вар­ва­рой и Ели­за­ве­той Вен­гер­ской и до­на­то­ром (при­ором Брюг­ге Яном Во­сом)» – по­след­ней ра­бо­ты В. Э., 1441, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк] и, ве­ро­ят­но, Ху­берт (Гу­берт или Хуб­рехт) (ме­ж­ду 1385 и 1390–1426; ра­бо­тал в Ген­те с 1420). Спор­ной ос­та­ёт­ся про­бле­ма уча­стия Ху­бер­та в ра­бо­те над «Гент­ским ал­та­рём»: со­глас­но позд­ней­шей над­пи­си на внеш­них створ­ках, ал­тарь был на­чат им ок. 1423 (час­тич­но ис­пол­не­на центр. створ­ка ниж­не­го ре­ги­ст­ра – «По­кло­не­ние ми­сти­чес­ко­му Агн­цу») и за­кон­чен Яном; ряд ис­сле­до­ва­те­лей по­ла­га­ет, что «Гент­ский ал­тарь» ис­пол­нен це­ли­ком Яном ван Эй­ком.

Лит.: Его­ро­ва К. С. Ян ван Эйк. М., 1965; Ни­ку­лин Н. Н. Ян фан Эйк. [Аль­бом]. Л., 1968; Brignetti A., Faggin G. T. L’opera com­pleta van Eyck. Mil., 1968; Conway W. M. The van Eycks and their followers. N. Y., 1979; Dhanens E. Hubert en Jan van Eyck. P., 1980; Her­zner V. J. van Eyck und der Genter Altar. Worms, 1995; Castelfranchi Vegas L. Van Eyck. Mil., 1998; Investigating J. van Eyck. Brepols, 2000; Pächt O. Van Eyck, die Be­grü n­der der alt­niederländischen Malerei. 3. Aufl. Münch., 2002; Jan van Eyck und seine Zeit. (Kat.). Stuttg., 2002.

Вернуться к началу