Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́РОВ

Авторы: А. Н. Шукурова
А. К. Буров. Жилой дом («Дом Бурова») в Москве. 1939–40 (совместно с архитектором Б. Н. Блохиным, художником В. А. Фаворским). Фото А. И. Нагаева

БУ́РОВ Ан­д­рей Кон­стан­ти­но­вич [2(15).10.1900, Мо­ск­ва – 7.5.1957, там же], рос. ар­хи­тек­тор, ди­зай­нер, сце­но­граф, учёный-изо­бре­та­тель. Сын арх. Кон­стан­ти­на Фё­до­ро­ви­ча Бу­ро­ва (1854–1936). Учил­ся в Сво­бод­ных ху­дож. ма­стер­ских (1918–19) и во Вху­те­ма­се у А. А. Вес­ни­на (1921–25) в Мо­ск­ве. Чл. кон­ст­рук­ти­ви­ст­ско­го Объ­е­ди­не­ния совр. ар­хи­тек­то­ров (ОСА, с 1925), ред­кол­ле­гии ж. «Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра» (c 1926). Про­ек­ты в сти­ли­сти­ке кон­ст­рук­ти­виз­ма: Те­атр мас­со­во­го дей­ст­ва (1924), Центр. во­кзал (1925) в Мо­ск­ве, «соц­го­род» Че­ля­бин­ско­го трак­тор­но­го за­во­да (1929–1930; час­тич­но реа­ли­зо­ван) и др. В 1930–1931 был ко­ман­ди­ро­ван на пред­при­ятия Г. Фор­да в США. Зна­ко­мил­ся с амер. опы­том круп­но­го пром. строи­тель­ст­ва. По­сле ас­пи­ран­ту­ры АА СССР был в твор­че­ской по­езд­ке по Фран­ции, Ита­лии и Гре­ции (1935–36). В про­ек­те те­ат­ра В. Э. Мей­ер­холь­да в Мо­ск­ве (1933; совм. с А. В. Вла­со­вым) соз­дал ори­ги­наль­ную ком­по­зи­цию (сце­на от­кры­та на пло­щадь, фа­сад транс­фор­ми­ру­ет­ся в ки­но­эк­ран и др.), ис­поль­зуя ци­та­ты из клас­сич. ар­хит. форм. В даль­ней­шем пе­ре­ос­мыс­лял ис­то­рич. на­сле­дие в ду­хе ар де­ко: до­ма Нар­ком­ле­са (1933–35, 1946, худ. В. А. Фа­вор­ский, скульп­тор Л. М. Кар­да­шев) и ра­бот­ни­ков цир­ка (1937, худ. Л. А. Бру­ни), ре­кон­ст­рук­ция ин­терь­е­ров Ис­то­рич. му­зея (1936–37), фа­сад но­во­го зда­ния До­ма ар­хи­тек­то­ров (1938–40; в ком­по­зи­ции ис­поль­зо­ван мо­тив ре­нес­санс­ной фре­ски; май­о­ли­ко­вый кар­туш ра­бо­ты Фа­вор­ско­го) в Мо­ск­ве и др. Ру­ко­во­дил соз­да­ни­ем пер­вых се­рий круп­но­блоч­ных (1939–41) и круп­но­па­нель­ных (1948–49) до­мов. Раз­ра­ба­ты­вал эс­те­ти­ку сбор­но­го до­мо­строе­ния – моск. «Дом Бу­ро­ва» с де­ко­ра­тив­ны­ми пли­та­ми и ре­шёт­ка­ми на фа­са­де (1939–40, совм. с арх. Б. Н. Бло­хи­ным, Фа­вор­ским). В 1940–50-х гг. воз­глав­лял в АН СССР ра­бо­ты по соз­да­нию вы­со­ко­проч­ных син­те­тич. ма­те­риа­лов для строи­тель­ст­ва, изу­чал воз­мож­но­сти ульт­ра­зву­ко­вой те­ра­пии. В 1920-х гг. оформ­лял спек­так­ли в Те­ат­ре Про­лет­куль­та и в Те­ат­ре Ре­во­лю­ции (Мо­ск­ва), ра­бо­тал с С. М. Эй­зен­штей­ном над ф. «Ста­рое и но­вое» (про­ект об­раз­цо­во­го сов­хо­за; 1926). Ди­зай­нер­ские про­ек­ты: ин­терь­е­ры те­п­ло­хо­дов ли­нии Ле­нин­град – Лон­дон (1925), ок­ра­ска са­мо­лё­тов экс­пе­ди­ции И. Д. Па­па­ни­на (1937), стан­дар­ты обо­ру­до­ва­ния ку­хонь (1938) и др. Пре­по­да­вал, в т. ч. в МАРХИ (1936–1938) и в Ин-те ас­пи­ран­ту­ры АА СССР (1934–56).

Соч.: Стек­ло­во­лок­ни­стые ани­зо­троп­ные ма­те­риа­лы и их тех­ни­че­ское при­ме­не­ние. М., 1956 (совм. с Г. Д. Ан­д­ре­ев­ской); Об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1960; Пись­ма, днев­ни­ки, бе­се­ды с ас­пи­ран­та­ми. М., 1980.

Лит.: Рже­хи­на О. И., Блаш­ке­вич Р. Н., Бу­ро­ва Р. Г. А. К. Бу­ров. М., 1984; Ко­ны­ше­ва Е. В. А. К. Бу­ров и че­ля­бин­ская ар­хи­тек­ту­ра ру­бе­жа 1920–1930 гг. // Бюл­ле­тень ар­хи­тек­ту­ры. 2000. № 5.

Вернуться к началу