Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРАМА́НТЕ

Авторы: В. Д. Дажина

БРАМА́НТЕ (Bramante) До­на­то [наст. имя и фам. – по от­цу До­на­то ди Анд­же­ло ди Ан­то­нио ди Рен­цо (di Angelo di Antonio di Renzo); по ма­те­ри и от­цу – До­на­то ди Пас­куч­чо д’Антонио (di Pas­cuccio d’Antonio)] (1444, Мон­те-Аз­д­ру­аль­до, близ Фер­минь­я­но – 11.4.1514, Рим), итал. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец, по­эт. На­чав как жи­во­пи­сец, на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем А. Ман­те­ньи («Хри­стос у по­зор­но­го стол­ба», га­ле­рея Бре­ра, Ми­лан; фри­зы на фа­са­дах Па­лац­цо дель-По­дес­та в Бер­га­мо, Ка­са-Фон­та­на в Ми­ла­не; рос­пись с изо­бра­же­ни­ем «древ­них фи­ло­со­фов» в Ка­са-Па­ни­га­ро­ла – ны­не в га­ле­рее Бре­ра). В ар­хит. твор­че­ст­ве ис­пы­тал воз­дей­ст­вие Л. Б. Аль­бер­ти, Л. Лау­ра­ны и си­ен­ско­го мас­те­ра Ф. ди Джорд­жо Мар­ти­ни. В 1472–99 Б. на­хо­дил­ся на служ­бе у гер­цо­га Ло­до­ви­ко Мо­ро в Ми­ла­не, где по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом Ле­о­нар­до да Вин­чи и ма­те­ма­тич. ра­бо­та­ми Л. Па­чо­ли. В этот пе­ри­од оп­ре­де­ли­лись осн. ин­те­ре­сы Б., свя­зан­ные с соз­да­ни­ем цен­трич. хра­мо­во­го зда­ния и фор­ми­ро­ва­нием язы­ка ар­хит. форм, ос­но­ван­но­го на ан­тич­ных об­раз­цах. Для его про­из­веде­ний ха­рак­тер­но так­же ис­поль­зо­ва­ние по­ли­хро­мии и скульп­тур­но­го де­кора, при­даю­щих по­верх­но­сти стен све­то­те­не­вую под­виж­ность. Сре­ди та­ких ра­бот: пе­ре­строй­ка ц. Сан­та-Ма­рия-прес­со-Сан-Са­ти­ро (с 1476; Б. пе­ре­крыл сво­дом неф и тран­септ, вы­пол­нил пер­спек­тив­ную рос­пись и рель­еф; соз­дал ком­по­зи­ции сак­ри­стии и ка­пел­лы Сня­тия с кре­ста); строи­тель­ст­во хо­ра, сре­до­кре­стия с лёг­ким ку­по­лом и клу­ат­ра церк­ви мон. Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие (1492–97), ан­самбль дво­ров ка­но­ни­ка­та Сант-Ам­брод­жо (1492–96; все – в Ми­ла­не). Б. при­над­ле­жит ком­по­зиц. за­мысел со­бо­ра в Па­вии с ку­по­лом на 8 строй­ных стол­бах над об­шир­ным сре­док­ре­сти­ем (с 1488).

Фото В. М. Паппе Д. Браманте. Темпьетто в Риме. 1502.

В 1499 Б. пе­ре­ехал в Рим, где его твор­че­ст­во при­об­ре­ло зре­лость и бо́льшую мас­штаб­ность. Ему при­над­ле­жит ше­девр ар­хи­тек­ту­ры Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния – храм-ча­сов­ня Тем­пь­ет­то (1502), по­стро­ен­ный на мес­те, где, по ле­ген­де, каз­ни­ли ап. Пет­ра (в клу­ат­ре ц. Сан-Пьет­ро-ин-Мон­то­рио). Яв­ля­ясь об­раз­цом иде­аль­но­го ку­поль­но­го хра­ма, ок­ру­жён­но­го по при­ме­ру ан­тич­ных ро­тонд ко­лон­на­дой, зда­ние име­ло не толь­ко ме­мо­ри­аль­ное, но и сим­во­лич. зна­че­ние. В нём Б. ис­поль­зо­вал сис­те­му про­пор­цио­наль­ных от­но­ше­ний, под­чёр­ки­ваю­щих взаи­мо­связь цен­трич. пла­на, цел­лы, ба­ра­ба­на и по­лу­сфе­ры ку­по­ла. С 1503 Б. вёл по по­ру­че­нию па­пы Юлия II об­шир­ные ра­бо­ты в Ва­ти­ка­не. До кон­ца жиз­ни он за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом но­во­го со­бо­ра Св. Пет­ра, за­ду­мав его как ве­ли­че­ствен­ное цен­трич. зда­ние над мо­ги­лой апо­сто­ла. В ос­но­ву сво­его про­ек­та Б. по­ло­жил рав­но­ко­неч­ный (греч.) крест с об­шир­ным про­стран­ст­вом в сре­док­ре­стии. В уг­лах кре­ста Б. пред­по­ла­гал воз­вес­ти ку­поль­ные ка­пел­лы, а на зап. фа­са­де – 2 вы­со­кие ко­ло­коль­ни, до­би­ва­ясь на­рас­та­ния ар­хит. масс к цен­тру; ком­по­зиц. до­ми­нан­той со­бо­ра дол­жен был стать ку­пол. Б. ус­пел воз­вес­ти 4 под­ку­поль­ных стол­ба с па­ру­са­ми, часть юж. вет­ви кре­ста и один из ма­лых ку­по­лов (1506–14). К луч­шим про­из­ве­де­ни­ям Б. от­но­сят­ся ос­но­ван­ные на изу­че­нии рим. вилл тер­рас­ные дво­ры Ва­ти­ка­на – Бель­ве­дер и Сан-Да­ма­зо (1503–1505). В Ри­ме Б. за­кон­чил строи­тель­ст­во па­лац­цо Кан­чел­ле­рия (1499–1503), по­стро­ил ар­ка­ду дво­ра ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Па­че (1500–04). В зна­ме­ни­том цен­тре па­лом­ни­че­ст­ва в Ло­ре­то он ук­ре­пил на­ча­тый А. да Сан­гал­ло Млад­шим ку­пол Санк­туа­рия Ма­рии и соз­дал по за­ка­зу па­пы мо­дель Сан­та-Ка­са (1507–09). Ар­хит. дея­тель­ность Б. по­влия­ла (осо­бен­но в об­лас­ти объ­ём­но-про­странств. ком­по­зи­ции и вос­при­ятия ин­терь­е­ра как еди­но­го це­ло­го) на мн. ар­хи­тек­то­ров, вклю­чая Ра­фа­эля, ко­то­рый был его дру­гом, Ми­ке­ланд­же­ло и А. Пал­ла­дио.

Из по­этич. про­из­ве­де­ний Б. из­вест­ны ок. 20 со­не­тов на ре­лиг., лю­бов­ные и юмо­ри­стич. те­мы.

Лит.: Förster O. H. Bramante. Münch., 1956; Bonelli R. Da Bramante a Michelangelo. Pro­filo dell’architetture del Cinquecento. Vene­zia, 1960; Bruschi A. Bramante architetto. Bari, 1969.

Вернуться к началу