Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРАК

Авторы: B. А. Kрючкова

БРАК (Braque) Жорж (13.5.1882, Ар­жан­тёй, близ Па­ри­жа – 31.8.1963, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель аван­гар­диз­ма. Учил­ся в Шко­ле изящ­ных искусств в Гав­ре (до 1899), в 1902–03 – в Ака­де­мии Юм­бе­ра и в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (у Л. Бон­на) в Па­ри­же. В 1905–07 работал в русле фо­виз­ма; пей­за­жи это­го вре­ме­ни (ви­ды Эс­та­ка и др.) от­ли­ча­ют­ся на­пря­жён­но­стью хро­ма­тич. гар­мо­ний.

Ж. Брак. «Натюрморт на столе». Коллаж. 1913. Собрание Лоран (Париж).

Под влия­ни­ем посмертной вы­став­ки П. Се­зан­на (1907) Б. (вме­сте с П. Пи­кас­со) стал ос­но­во­по­лож­ни­ком но­во­го ху­дож. на­прав­ле­ния – ку­биз­ма. В жи­во­пи­си Б. пе­рио­да «ана­ли­ти­че­ско­го ку­биз­ма» (1909–11) ко­ло­рит ог­ра­ни­чен уз­кой гам­мой се­рых, ох­ри­стых, зе­лё­ных то­нов; на­тур­ные фор­мы об­ра­зу­ют по­движ­ную кри­стал­лическую струк­ту­ру («Скрип­ка и па­лит­ра», 1909–10, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). Глу­бо­ко вос­при­няв нац. тра­ди­ции ра­цио­наль­но-гар­мо­нич­ной фор­мы, Б. рас­смат­ри­вал жи­во­пис­ное по­лот­но как зри­тель­ный эк­ви­ва­лент муз. ком­по­зи­ции. Его про­из­ве­де­ния пе­рио­да «син­те­ти­че­ско­го ку­биз­ма» (1912–14) вы­страи­ва­ют­ся из эле­мен­тов раз­но­тип­ных знако­вых сис­тем, в кар­ти­ны вклю­ча­ет­ся кол­лаж, изо­бра­же­ние пред­ме­тов со­про­во­ж­да­ет­ся гра­фич. обо­зна­че­ния­ми (циф­ры, но­ты, бу­к­вен­ные над­пи­си): «Ком­по­зи­ция» (или «Вальс», 1912, Му­зей Валль­раф–Ри­харц, Кёльн), «Ги­та­ри­ст­ка» (1913, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж) и др.

В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны Б. был мо­би­ли­зо­ван и в мае 1915 ра­нен в го­ло­ву. Во­зоб­но­вил за­ня­тия жи­во­пи­сью в 1917. С кон. 1910-х гг. ра­бо­тал боль­ши­ми се­рия­ми, стре­мясь к ис­чер­пы­ваю­ще­му вы­яв­ле­нию пла­стич. воз­мож­но­стей из­бран­но­го мо­ти­ва («На­тюр­мор­ты на круг­лом сто­ле», 1918–42; «Ка­ми­ны», 1922–27). Его ко­ло­рит вы­свет­ля­ет­ся, стро­ит­ся на тон­ких гра­да­ци­ях цве­то­вых от­тен­ков; по­верх­но­сти ко­лы­шут­ся, воз­бу­ж­дая так­тиль­ное ощу­ще­ние про­стран­ст­вен­ных ин­тер­ва­лов. С 1930-х гг. Б. об­ра­ща­ет­ся к ком­по­зи­ци­ям с че­ло­ве­че­ски­ми фи­гу­ра­ми в ин­терь­е­ре («Жен­щи­на с ман­до­ли­ной», 1937, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Соз­дан­ные в пе­ри­од ок­ку­па­ции на­тюр­мор­ты про­ни­за­ны тра­гиз­мом и близ­ки по ду­ху ал­ле­го­ри­ям ва­ни­тас («Гра­фин и ры­бы», 1941, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). В се­ри­ях «Бил­ли­ар­ды» (1944–52) и «Мас­тер­ские» (1949–56) ста­тич­ный мо­тив об­ре­та­ет дра­ма­тич. вы­ра­зи­тель­ность и мо­ну­мен­таль­ность.

В позд­них пей­за­жах Б., пре­дель­но ла­ко­нич­ных, мо­но­тон­ность мо­ти­ва (по­бе­ре­жье Нор­ман­дии и др.) под­чёрк­ну­та силь­но вы­тя­ну­тым го­ри­зон­таль­ным фор­ма­том; пред­мет­ный мир в них об­ра­с­та­ет бо­га­ты­ми ас­со­циа­ция­ми, под­ни­ма­ясь на уро­вень мно­го­знач­но­го сим­во­ла. Са­мо­сто­ят. те­мой жи­во­пи­си Б. 1950-х гг. ста­но­вит­ся об­раз пти­цы в по­лё­те (рос­пись пла­фо­на в за­ле эт­рус­ско­го иск-ва в Лув­ре, 1953; «Чёр­ные пти­цы», 1956–1957, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс, и др.). Б. ра­бо­тал так­же в об­лас­тях скульп­ту­ры, сце­но­гра­фии («До­куч­ные» Ж. Ори­ка, 1924, Рус. ба­лет Дя­ги­ле­ва), гра­вю­ры (се­рии цвет­ных ли­то­гра­фий «Ге­ли­ос», 1946, и «Тет­ра­ди Жор­жа Бра­ка: 1917–1947», изд. 1948).

Лит.: Leymarie J. Braque. [N. Y., 1961]; Mal­raux A., Ponge F., Descargues P. Braque. [N. Y., 1971]; Zurcher B. Braque, vie et œuvre. N. Y., 1988.

Вернуться к началу