Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЧЧО́НИ

Авторы: B. А. Kрючкова

БОЧЧО́НИ (Boccioni) Ум­бер­то (19.10.1882, Ред­жо-ди-Ка­лаб­рия – 17.8.1916, Ве­ро­на), итал. жи­во­пи­сец и скульп­тор. По­сле окон­ча­ния тех­нич. шко­лы в Ка­та­нии (1897) учил­ся в част­ной шко­ле в Ри­ме (1898–1902), с 1900 вме­сте с Дж. Се­ве­ри­ни по­се­щал так­же сту­дию Дж. Бал­ла. В 1906 ра­бо­тал в Па­ри­же, где на не­го силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ло иск-во им­прес­сио­ни­стов, П. Се­зан­на и Ж. Сёра; со­вер­шил так­же по­езд­ку в Рос­сию. Жи­во­пись Б. 1900-х гг. от­ме­че­на влия­ни­ем нео­им­прес­сио­низ­ма и сим­во­лиз­ма («Апо­ка­лип­ти­че­ские всад­ни­ки», 1908, Ху­дож. ин-т, Чи­ка­го; порт­ре­ты).

У. Боччони. «Возносящийся город». 1910–11. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Встре­ча с Ф. Т. Ма­ри­нет­ти в кон. 1900-х гг. яви­лась по­во­рот­ным мо­мен­том в био­гра­фии Б.; он стал од­ним из гл. мас­те­ров и тео­ре­ти­ков итал. фу­ту­риз­ма. Жи­во­пись Б. об­ре­та­ет осо­бый ди­на­мизм, на­сы­ща­ет­ся экс­прес­сив­ны­ми сим­во­ла­ми, стре­мит­ся пе­ре­дать дви­же­ния люд­ских масс («Воз­но­ся­щий­ся го­род», 1910–11, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Под влия­ни­ем франц. ку­биз­ма ве­ще­ст­вен­ная ре­аль­ность в кар­ти­нах Б. рас­тво­ря­ет­ся в бур­ля­щей ла­ве рас­ка­лён­ных цве­тов; ком­по­зи­ции на­сы­ще­ны «энер­ге­ти­че­ски­ми» фор­ма­ми (трип­тих «Со­стоя­ния ду­ши», 1911, Га­ле­рея совр. иск-ва, Ми­лан, и др. со­б­ра­ния; «Ди­на­мизм фут­бо­ли­ста», 1913, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). В скульп­ту­ре Б. (с 1912) внутр. энер­гия фи­гу­ры про­ры­ва­ет­ся на­ру­жу; его ас­самб­ла­жи вос­про­из­во­дят осо­бен­но­сти вос­при­ятия бы­ст­ро­дви­жу­щих­ся объ­ек­тов, спо­соб­ность взгля­да объ­е­ди­нять в од­ном мгно­ве­нии да­лё­кое и близ­кое, це­ло­ст­ные фи­гу­ры и их фраг­мен­ты [напр., «Ло­шадь+всад­ник+до­ма (ди­на­ми­че­ская кон­ст­рук­ция га­ло­па)», де­ре­во, кар­тон, ме­талл, 1914, Фонд П. Гуг­ген­хейм, Ве­не­ция].

В 1915 ху­дож­ник от­пра­вил­ся доб­ро­воль­цем на фронт и вско­ре, по­сле па­дения с ло­ша­ди, умер от по­лу­чен­ных травм.

Лит.: U. Boccioni. Gli scritti editi e inediti / A cura di Z. Birolli. Mil., 1971; Verzotti G. Boccioni: catalogo completo dei dipinti. Fi­renze, 1989; Schneede U. M. U. Boccioni. Stuttg., 1994; Boccioni e l’orizzonte futu­ris­ta. Mil., 2002.

Вернуться к началу