Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНУА́

Авторы: П. С. Павлинов, В. А. Кулаков
А. Н. Бенуа. Вариант фронтисписак поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Смешанная техника. 1905. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
А. Н. Бенуа.«У Курция». Акварель из серии «Последние прогулки Людовика XIV». 1897. Русский музей (С.-Петербург).

БЕНУА́ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [21.4(3.5).1870, С.-Пе­тер­бург  9.2.1960, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ис­то­рик иск-ва, ху­дож. кри­тик, ре­жис­сёр и му­зей­ный дея­тель. Внук А. К. Ка­во­са, сын Н. Л. Бе­нуа, брат Л. Н. Бе­нуа. Был воль­но­слу­ша­те­лем пе­терб. АХ (18871888), учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (189094), од­но­вре­мен­но изу­чал тех­ни­ку ак­ва­ре­ли у бра­та, Аль­бер­та Ни­ко­лае­ви­ча Б. (18521936). В сер. 1890-х гг. хра­ни­тель со­б­ра­ния ри­сун­ков кн. М. К. Те­ни­ше­вой. Ху­дож. пред­поч­те­ния Б. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем впе­чат­ле­ний от кол­лек­ций Эр­ми­та­жа и поч­ти еже­год­ных (с нач. 1880-х гг.) по­ез­док по Ев­ро­пе. Боль­шое влия­ние на Б. ока­за­ли А. Бёк­лин, А. фон Мен­цель, мас­те­ра бар­би­зон­ской шко­лы и пре­ра­фа­эли­ты. В 189699 и 190507 ра­бо­тал во Фран­ции (в т. ч. в Бре­та­ни). К нач. 20 в. стал од­ной из клю­че­вых фи­гур ху­дож. куль­ту­ры Се­реб­ря­но­го ве­ка в Рос­сии: ор­га­ни­за­тор рус. сек­ции мюн­хен­ско­го Се­цес­сио­на (1896), один из ор­гани­за­то­ров (1898) и идео­лог ху­дож. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва»; при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в из­да­нии од­но­им. жур­на­ла, так­же ж. «Ху­до­же­ст­вен­ные со­кро­ви­ща Рос­сии» (190103). Соз­дал осо­бую раз­но­вид­ность «рет­ро­спек­тив­но-ис­то­ри­че­ско­го» жан­ра, от­ра­зив­шую его ув­ле­че­ние «ве­ком Лю­до­ви­ка XIV», ис­то­ри­ей С.-Пе­тер­бур­га и ушед­шей дво­рян­ской куль­ту­рой 18  1-й тре­ти 19 вв. (т. н. Вер­саль­ская се­рия; «Па­рад при Пав­ле I», гу­ашь, 1907, ГРМ, и др.). Мас­тер­ст­во ри­сун­ка Б. про­яви­лось в жур­наль­ной и книж­ной гра­фи­ке (наи­бо­лее из­вест­ны его ил­лю­ст­ра­ции к по­эме «Мед­ный всад­ник» А. С. Пуш­ки­на, из­да­ны в 1923).

А. Н. Бенуа. «Масленица в Петербурге». Вариант эскиза декорации 1-й картины для балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского на сцене театра Шатле в Париже. 1911. Местонахождение неизвестно.

С 1900 и до кон­ца жиз­ни ра­бо­тал для рус. и ев­роп. те­ат­ра – вна­ча­ле как ху­дож­ник Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге («Ги­бель бо­гов» Р. Ваг­не­ра, 1903; ба­лет «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на, 1907, и др.). С 1908 бли­жай­ший со­труд­ник С. П. Дя­ги­ле­ва, один из ор­га­ни­за­то­ров и ве­ду­щих де­ко­ра­то­ров Рус­ских се­зо­нов и Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва (ра­бо­тал в со­дру­же­ст­ве с хо­рео­гра­фом М. М. Фо­ки­ным). Мно­го­гран­ная творч. дея­тель­ность Б. во мно­гом оп­ре­де­ли­ла об­нов­ле­ние те­ат­раль­но­го иск-ва в Рос­сии нач. 20 в. Глу­бо­кое зна­ние куль­ту­ры и бы­та разл. эпох, тон­кое чув­ст­во сти­ля и един­ст­ва всех ком­по­нен­тов спек­так­ля со­че­та­лись в луч­ших ра­бо­тах Б. с не­из­мен­ной по­этич­но­стью и «жи­во­пис­ным» ви­де­ни­ем це­ло­го. Эти ка­че­ст­ва наи­бо­лее пол­но про­яви­лись в оформ­ле­нии ба­ле­та «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1911; так­же со­ав­тор либ­рет­то) с его иро­нич­ным пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем бы­та ни­ко­ла­ев­ской эпо­хи, рус. фольк­ло­ра и нар. луб­ка в эс­те­тич. рам­ках рус. сим­во­ли­ст­ско­го те­ат­ра. В 1912–15 за­ве­до­вал ху­дож. ча­стью и был ре­жиссё­ром МХТ («Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на, 1915); ху­дож­ник и ре­жис­сёр БДТ (1920–26; «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1926, и др.).

В 1917 вхо­дил в Ко­мис­сию по де­лам ис­кусств, со­труд­ни­чал в газ. «Но­вая жизнь». В 1918–26 зав. Кар­тин­ной га­ле­ре­ей Эр­ми­та­жа, чл. Ко­мис­сии по ох­ра­не па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны. С 1926 жил и ра­бо­тал в Па­ри­же; оформ­лял так­же спек­так­ли те­ат­ров Ми­ла­на, Лон­до­на, Нью-Йор­ка и др. В стан­ко­вых ра­бо­тах про­дол­жал из­люб­лен­ные те­мы (ви­ды Па­ри­жа, Вер­са­ля, нос­таль­ги­че­ские ком­по­зи­ции на те­мы ис­то­рии С.-Пе­тер­бур­га).

Как ху­дож. кри­тик при­дер­жи­вал­ся по­зи­ций «чис­то­го иск-ва», вы­сту­пал про­тив эпи­гон­ско­го ака­де­миз­ма, «на­прав­лен­ст­ва» позд­не­го пе­ре­движ­ни­че­ст­ва, так­же и аван­гар­диз­ма. Эн­цик­ло­пе­дич. зна­ние зап.-ев­роп. и рус. куль­ту­ры по­мо­га­ло ему в ра­бо­те над тру­да­ми по исто­рии иск-ва; в них Б. ак­цен­ти­ро­вал «свя­щен­ную ху­дож. куль­тур­ную мис­сию» иск-ва в Рос­сии. В 1988 в г. Пет­род­во­рец (Пе­тер­гоф) от­крыт Му­зей се­мьи Бе­нуа.

Соч.: Рус­ская шко­ла жи­во­пи­си. СПб., 1904; Рус­ский му­зей им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра III. М., 1906; Цар­ское Се­ло в цар­ст­во­ва­ние имп. Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны. СПб., 1910; Кар­тин­ная га­ле­рея имп. Эр­ми­та­жа. Пу­те­во­ди­тель. СПб., 1911; Ис­то­рия жи­во­пи­си всех вре­мен и на­ро­дов. М., 1912–1917. Т. 1–4; Вер­саль. П., 1922; Воз­ник­но­ве­ние «Ми­ра ис­кус­ст­ва». Л., 1928; Алек­сандр Бе­нуа раз­мыш­ля­ет… Ста­тьи. Пись­ма. Вы­ска­зы­ва­ния. М., 1968; Мои вос­по­ми­на­ния: В 2 т. 2-е изд. М., 1990; Ху­до­же­ст­вен­ные пись­ма: 1930–36: Га­зе­та «По­след­ние но­во­сти», Па­риж. М., 1997; Мой днев­ник: 1916–1917–1918. М., 2003.

Лит.: Эрнст С. А. Бе­нуа. П., 1921; Эт­кинд М. Г. А. Н. Бе­нуа. Л.; М., 1965; он же. А. Н. Бе­нуа и рус­ская ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра кон­ца XIX  на­ча­ла XX ве­ка. Л., 1989; Бер­нандт Г. Б. А. Бе­нуа и му­зы­ка. М., 1969; Ка­уф­ман Р. С. А. Бе­нуа  ху­до­же­ст­вен­ный кри­тик // Со­вет­ское искусствознание’81. М., 1982. Вып. 1; Круг­лов В. Ф. А. Н. Бе­нуа. СПб., 2001.

Вернуться к началу