Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БАЖЕ́НОВ

Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
В. И. Баженов. Модель Большого Кремлёвского дворца. 1769–73. Музей архитектуры им. А. В. Щусева (Москва).

БАЖЕ́НОВ Ва­си­лий Ива­но­вич [1(12).3.1738 (по др. све­де­ни­ям, 1737 или 1732), Мо­ск­ва (или с. Доль­ское Ка­луж­ской губ.) – 2(13).8.1799, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец и гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье пса­лом­щи­ка ц. Ио­ан­на Пред­те­чи Те­рем­но­го двор­ца Мо­с­ков­ско­го Крем­ля; в воз­рас­те ок. 15 лет на­чал ча­ст­ным об­ра­зом обу­чать­ся жи­во­пи­си; ра­бо­тал жи­во­пис­цем 2-го клас­са на вос­ста­нов­ле­нии сго­рев­ше­го Го­ло­вин­ско­го двор­ца в Мо­ск­ве (1753–54) и был ос­тав­лен при ко­ман­де Д. В. Ух­том­ско­го (за­ри­со­вы­вал т. н. Шу­ма­ев­ский крест – мно­го­фи­гур­ную ком­по­зи­цию Гол­го­фы, вы­пол­нен­ную са­мо­дея­тель­ным рез­чи­ком Г. Шу­мае­вым). Учил­ся в раз­но­чин­ной гим­на­зии при Моск. ун-те (1755), у арх. С. И. Че­ва­кин­ско­го в АН и в ака­де­мич. гим­на­зии в С.-Пе­тер­бур­ге (1756–57). В 1758–60 вос­пи­тан­ник АХ; в 1760–65 пен­сио­нер АХ за гра­ни­цей: в 1761–62 – в мас­тер­ской арх. Ш. де Вайи в Па­ри­же (пред­ста­вил свои ра­бо­ты во франц. Ака­де­мию ар­хи­тек­ту­ры и по­лу­чил ат­те­ста­ты от Ж. Ж. Суф­ло, Ж. А. Габ­рие­ля и др.). В 1762–64 со­вер­шил пен­сио­нер­скую по­езд­ку в Ита­лию, где в 1764 по­лу­чил зва­ние проф. Ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме; был из­бран чле­ном Ака­де­мии ри­сун­ка во Фло­рен­ции и Кле­мен­тин­ской ака­де­мии в Бо­ло­нье. Ака­де­мик петерб. АХ (1765; по­лу­чил зва­ние за про­ект двор­цо­во­го ан­самб­ля в Ека­те­рин­го­фе по про­грам­ме, за­дан­ной А. Ф. Ко­ко­ри­но­вым и Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мо­том), с февр. 1799 ви­це-пре­зи­дент АХ в С.-Пе­тер­бур­ге.

Фото А. И. Нагаева В. И. Баженов. Полуциркульный дворец в Царицыне. 1775–85.

Стиль Б., в ко­то­ром стро­гость клас­си­циз­ма со­че­та­лась со сво­бод­ной про­странств. иг­рой ар­хит. форм, скла­ды­вал­ся под влия­ни­ем как его учи­те­лей, так и па­мят­ни­ков Древ­не­го Ри­ма и Ита­лии. По воз­вра­ще­нии в С.-Пе­тер­бург в 1765 Б. «осо­бы­ми вы­со­чай­ши­ми по­веле­ния­ми был отя­го­щён» (ра­бо­тал над про­ек­том Ка­мен­ноо­ст­ров­ско­го двор­ца для ма­ло­лет­не­го на­след­ни­ка пре­сто­ла; воз­мож­но, учил его ар­хи­тек­ту­ре и др.), так­же вы­пол­нял ча­ст­ные за­ка­зы (в т. ч. в усадь­бе Тих­ви­но-Ни­коль­ское на Вол­ге; из­вестен из пе­ре­пис­ки М. И. Ма­хае­ва). По не­ко­то­рым вер­си­ям, соз­дал про­ект двор­ца в Гат­чи­не для Г. Г. Ор­ло­ва, ис­поль­зо­ван­ный за­тем В. Брен­ной при про­ек­ти­ро­ва­нии Ин­же­нер­но­го зам­ка.

С 1767 по по­ру­че­нию имп. Ека­те­ри­ны II Б. раз­ра­ба­ты­вал про­ект «крем­лёв­ской пе­ре­строй­ки» (ре­гу­ли­ро­ва­ние ста­рой за­строй­ки, воз­ве­де­ние но­во­го двор­ца и зда­ния При­сут­ст­вен­ных мест в Мо­с­ков­ском Крем­ле). По его про­ек­ту пред­по­ла­га­лось соз­дать гран­ди­оз­ный ан­самбль с 3 па­рад­ны­ми пло­ща­дя­ми пе­ред фа­са­дом двор­цо­во­го зда­ния – но­вой ар­хит. до­ми­нан­ты Крем­ля (со­хра­ни­лись чер­те­жи и де­рев. мо­дель двор­ца). Гл. фа­сад (ок. 300 са­же­ней в дли­ну) дол­жен был вы­хо­дить на Мо­ск­ву-ре­ку (для че­го ра­зо­бра­ли юж. сте­ну Крем­ля). Два ниж­них рус­то­ван­ных эта­жа слу­жи­ли цо­ко­лем-пье­де­ста­лом для верх­них эта­жей, оформ­лен­ных ио­нич. ко­лон­на­ми с бо­га­той пла­стич. раз­ра­бот­кой. Ядром ан­самб­ля со сто­ро­ны Крем­ля слу­жи­ла «цир­кум­фе­рен­ция» – во­гну­тый по­лу­круг­лый фа­сад с ко­лон­на­дой и 4-сту­пен­ча­тым цо­ко­лем, на­по­ми­наю­щим ан­тич­ный ам­фи­те­атр. Тор­жеств. за­клад­ка двор­ца со­стоя­лась 1(12).6.1773, но в 1775 им­пе­рат­ри­ца от­ка­за­лась от сво­его на­ме­ре­ния под пред­ло­гом воз­ник­шей опас­но­сти для древ­них со­бо­ров Крем­ля (из-за зем­ля­ных ра­бот они да­ли осад­ку).

В 1775 Б. офор­мил уве­се­ли­тель­ные па­виль­о­ны на Хо­дын­ском по­ле для празд­но­ва­ния Кю­чук-Кай­нард­жий­ско­го ми­ра (изо­бра­же­ны на ри­сун­ках М. Ф. Ка­за­ко­ва), где ис­поль­зо­вал ус­лов­но-го­ти­че­ские мо­ти­вы, и при­сту­пил к про­ек­ти­ро­ва­нию усадь­бы Ека­те­ри­ны II в Ца­ри­цы­не. Ца­ри­цын­ский ан­самбль, со­сто­яв­ший из ря­да по­стро­ек «в го­ти­че­ском вку­се», был за­кон­чен к вес­не 1785, но гл. зда­ние усадь­бы – дво­рец – не по­лу­чи­ло одоб­ре­ния вы­со­чай­шей за­каз­чи­цы из-за тес­но­ты по­ме­ще­ний и бы­ло ра­зо­бра­но. Со­хра­нил­ся под­пи­сан­ный Б. ри­су­нок па­но­ра­мы ан­самб­ля («Ге­не­раль­ный фа­сад», дек. 1776). Для по­стро­ек Ца­ри­цы­на, ока­зав­ших боль­шое влия­ние на ро­ман­тич. ли­нию рус. ар­хи­тек­ту­ры кон. 18 – 1-й тре­ти 19 вв., ха­рак­тер­но со­че­та­ние кир­пи­ча и бе­ло­го кам­ня, круп­ный мас­штаб де­ко­ра­тив­ных де­та­лей, при­сут­ст­вие ма­сон­ской сим­во­ли­ки (Б. был бли­зок к ма­сон­ско­му круж­ку Н. И. Но­ви­ко­ва).

Б. ра­бо­тал в ма­лых ар­хит. фор­мах, в осн. для цер­ков­но­го оформ­ле­ния: про­ек­ты ра­ки для мо­щей Ми­хаи­ла Чер­ни­гов­ско­го в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре (1769–1770), се­ни над мо­ща­ми митр. Ио­ны (1773) в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ико­но­ста­са ц. Ио­ан­на Вои­на на Яки­ман­ке в Мо­ск­ве (1791) и др. В 1782–85 «по за­дан­ной идее» и под на­блю­де­ни­ем Б. бы­ла вы­пол­не­на рос­пись Боль­шо­го со­бо­ра Дон­ско­го мон. (худ. А. Клау­до). В 1782–91 Б. на­чал стро­ить тра­пез­ную и ко­ло­коль­ню ц. Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех Скор­бя­щих Ра­дость» на Боль­шой Ор­дын­ке – вы­даю­щий­ся па­мят­ник рус. клас­си­циз­ма. В фор­мах клас­си­циз­ма вы­пол­не­ны не­осу­ще­ст­в­лён­ные про­ек­ты Пав­лов­ской боль­ни­цы (1784) и ц. Се­мё­нов­ско­го пол­ка в С.-Пе­тер­бур­ге (1797).

В 1792 Б. пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где вел. кн. Па­вел Пет­ро­вич на­зна­чил его ар­хи­тек­то­ром Ад­ми­рал­тей­ской кол­ле­гии (Б. вёл строи­тель­ст­во ути­ли­тар­ных зда­ний в Крон­штад­те, соз­дал про­ект Га­лер­ной га­ва­ни на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве и др.). В 1796 ука­зом Пав­ла I ему бы­ло по­ру­че­но на­блю­де­ние за строи­тель­ст­вом Ми­хай­лов­ско­го зам­ка. В 1799 по ука­зу им­пе­ра­то­ра на­ча­лась под­го­тов­ка из­да­ния «Рос­сий­ская ар­хи­тек­ту­ра» под «осо­бен­ным смот­ре­ни­ем» В. И. Ба­же­но­ва.

Б. тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют про­ек­ты не­сколь­ких ча­ст­но­вла­дель­чес­ких до­мов (Л. И. Дол­го­ва, И. И. Про­зо­ров­ско­го, И. И. Юш­ко­ва), в т. ч. До­ма Паш­ко­ва, и хра­мов в Мо­ск­ве (Боль­шо­го Воз­не­се­ния у Ни­кит­ских во­рот, Св. Ду­ха на Ла­за­рев­ском клад­би­ще и др.), ан­самб­лей под­мос­ков­ных уса­деб Бы­ко­во, Марь­ин­ки, Крас­но­го под Ря­за­нью и др. К тео­ре­тич. тру­дам Б. от­но­сят­ся «Крат­кое рас­су­ж­де­ние о Крем­лёв­ском строе­нии» (совм. с Ф. В. Кар­жа­ви­ным, нач. 1770-х гг.), «Сло­во» на за­клад­ке Крем­лёв­ско­го двор­ца (в со­ав­тор­ст­ве с А. П. Су­ма­ро­ко­вым, 1773) и «"При­ме­ча­ния" об Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­до­жеств» (1799), про­ник­ну­тые ду­хом клас­си­циз­ма.

Лит.: Ми­хай­лов А. И. Ба­же­нов. М., 1951; Иль­ин М. А. Ба­же­нов. М., 1954; В. И. Ба­же­нов: Пись­ма. По­яс­не­ния к про­ек­там. Сви­де­тель­ст­ва со­вре­мен­ни­ков. Био­гра­фи­че­ские до­ку­мен­ты / Сост. Ю. Я. Гер­чук. М., 2001.

Вернуться к началу