Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРЧИМБО́ЛЬДО

Авторы: М. Н. Соколов
Дж. Арчимбольдо. «Лето». Ок. 1573. Лувр (Париж).

АРЧИМБО́ЛЬДО (Arcimboldo) Джу­зеп­пе [ок. 1527, Ми­лан (?) – 11.7.1593, там же], итал. жи­во­пи­сец. Учил­ся у от­ца, Бьяд­жи Ар­чим­боль­до, вме­сте с ко­то­рым ра­бо­тал в ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка по стек­лу в Ми­лан­ском со­бо­ре (1549–58). По кар­то­нам А. (1558) ис­пол­не­ны шпа­ле­ры с мань­е­ри­стич. ор­на­мен­том для со­бо­ра в Ко­мо. В 1562 при­гла­шён в Пра­гу имп. Фер­ди­нан­дом I; позд­нее поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом им­пе­ра­то­ров Мак­си­ми­лиа­на II и Ру­доль­фа II (при­двор­ный ху­дож­ник до 1587; в 1591 по­лу­чил ти­тул гра­фа Па­ла­тин­ско­го). Был ку­ра­то­ром имп. кун­ст­ка­ме­ры и ор­га­ни­за­то­ром при­двор­ных празд­неств (их эс­ки­зы со­став­ля­ют осн. часть его гра­фич. на­сле­дия – га­ле­рея Уф­фи­ци во Фло­рен­ции и др. со­б­ра­ния); за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми об­раз­но­го со­гла­со­ва­ния му­зы­ки и цве­та. Од­на­ко наи­бо­лее из­вес­тен как ав­тор кар­тин, при­над­ле­жа­щих к чис­лу са­мых при­чуд­ли­вых про­из­ве­де­ний мань­е­риз­ма, – пре­ж­де все­го т. н. фан­та­стич. го­лов, пё­ст­рых по ко­ло­ри­ту по­груд­ных «порт­ре­тов», ском­по­но­ван­ных из тща­тель­но вы­пи­сан­ных рас­те­ний, пло­дов, цве­тов, ми­не­ра­лов и др. при­род­ных из­де­лий (ре­же ру­ко­твор­ных, напр. книг) (см. Ана­мор­фо­за). В осн. это ал­ле­го­рич. пер­со­ни­фи­ка­ции вре­мён го­да или при­род­ных сти­хий (Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; Лувр, Па­риж; Дрез­ден­ская га­ле­рея и др. со­б­ра­ния); лишь од­на из «го­лов» яв­ля­ет­ся соб­ст­вен­но порт­ре­том («Ру­дольф II в об­ра­зе Вер­тум­на», ок. 1591, за­мок Скок­ло­стер, близ Уп­пса­лы, Шве­ция). Пи­сал так­же гро­те­ск­ные ан­тро­по­морф­ные пей­за­жи, с хол­ма­ми и ска­ла­ми в ви­де го­лов и плеч. А. был за­но­во от­крыт сюр­реа­ли­ста­ми в 20 в.

Лит.: Kauf­mann T. Da­Costa. The mas­tery of na­ture: as­pects of art, sci­ence and hu­man­ism in the Ren­ais­sance. Prin­ce­ton, 1993; Ар­чим­боль­до / Текст Р. Бар­та, А. Б. Оли­вы. [Пар­ма], 1997; Ар­чим­боль­до. СПб., 1998; Ар­чим­боль­до. Вес­на. М., [2002].

Вернуться к началу