Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛТА́РНЫЙ О́БРАЗ

Авторы: В. А. Кулаков
Алтарная часть собора Св. Марка в Венеции. В центре – «Пала д'Оро». 976 (частично переделана в 1105, 1209и 1342–45).
Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Закончен в 1432. Собор Св. Бавона в Генте.

АЛТА́РНЫЙ О́БРАЗ, ху­дож. про­из­ве­де­ние в сис­те­ме ал­та­ря в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Рас­по­ла­га­ет­ся обыч­но над ал­тар­ным пре­сто­лом ли­бо за ним (ре­же – пе­ред ним) и изо­бра­жа­ет пер­со­нажей и сю­же­ты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых; мо­жет вклю­чать в се­бя, по­мимо жи­во­пи­си, круг­лую скульп­ту­ру, рель­еф, эле­мен­ты де­ко­ра. Ино­гда А. о. на­зы­ва­ют про­сто ал­та­рём. Ран­ние А. о. име­ли вид пря­мо­уголь­но­го пан­но; к этой фор­ме вос­хо­дит зна­ме­ни­тая «Па­ла д’Оро» (ра­бо­ты кон­стан­ти­но­поль­ских мас­те­ров 10 в.) в со­бо­ре Св. Мар­ка в Ве­не­ции, ук­ра­шен­ная дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и со­хра­нив­шая да­же по­сле пере­де­лок 12–14 вв. не­ко­то­рые чер­ты ви­зант. ико­носта­са. Бу­ду­чи про­из­ве­дени­ем ар­хи­тек­ту­ры ма­лых форм (за­висящим от ар­хи­тек­ту­ры хра­ма), А. о. мо­жет быть од­но­ча­ст­ным или мно­го­ча­ст­ным (ди­птих, трип­тих, по­лип­тих), вклю­чать верх­ний бал­да­хин (ки­во­рий) и ниж­нюю, го­ри­зон­таль­ную часть (пре­дел­лу – в итал. иск-ве с нач. 14 в.). В итал. иск-ве в центр. час­ти А. о. по­меща­лась, как пра­ви­ло, Ма­дон­на (или свя­той по­кро­ви­тель), на створ­ках – разл. свя­тые и са­краль­ные сце­ны («Маэстá» Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья для со­бо­ра в Сие­не, 1308–11; про­из­ве­де­ния Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, А. Ман­те­ньи, Дж. Бел­ли­ни, Фра Анд­же­ли­ко и др.). В иск-ве Сев. Воз­ро­ж­де­ния (Ни­дер­лан­ды, герм. го­су­дар­ст­ва), на­чи­ная с 14 в., А. о. со­сто­ял из мн. под­виж­ных час­тей: его бо­ко­вые створ­ки, за­кры­тые в буд­ни, рас­кры­ва­лись в празд­нич­ные дни; со­че­тание жи­во­пи­си со скульп­ту­рой или ими­ти­рую­щей её гри­зай­лью уси­ли­ва­ло эф­фект «яв­лен­но­го чу­да» («Гент­ский ал­тарь» Я. ван Эй­ка, про­из­ве­де­ния Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на, Х. Мем­лин­га, Х. ван дер Гу­са, А. Дю­ре­ра, «Изен­гейм­ский ал­тарь» М. Грю­не­валь­да, 1512–15). В Ис­па­нии в тот же пе­ри­од офор­мил­ся тип ре­таб­ло (вы­со­ко­го, мно­го­ярус­но­го ком­плек­са А. о.). С 16 в. фор­ма А. о. уп­ро­ща­ет­ся: он ста­но­вит­ся ал­тар­ной кар­ти­ной (у Ра­фа­эля, Ти­циа­на, П. П. Ру­бен­са, М. Ка­ра­вад­жо, Ф. Сур­ба­ра­на и мн. др.) или скульп­тур­ным про­из­ве­де­ни­ем («Экс­таз св. Те­ре­зы» Дж. Берни­ни для ка­пел­лы Кор­на­ро в ц. Сан­та-Ма­рия дел­ла Вит­то­рия в Ри­ме, 1644–1652). Ино­гда А. о. за­ме­ня­ет ал­тар­ная фре­ска («Страш­ный суд» Ми­ке­ланд­же­ло в Сик­стин­ской ка­пел­ле в Ва­ти­ка­не, 1536–41). Позд­нее раз­ли­чие ме­ж­ду соб­ст­вен­но А. о. и ре­лиг. кар­ти­ной (или скульп­ту­рой) по­сте­пен­но ис­че­за­ет. См. так­же За­ал­тар­ный об­раз (в ви­зан­тий­ских и пра­во­слав­ных хра­мах), Ико­на, Скла­день.

Лит.: Hager H. Die Anfänge des italienische Al­tar­bildes. Münch., 1962; Lane B. G. The al­tar and the al­tar­piece: sac­ra­men­tal themes in early neth­er­lan­dish paint­ing. N. Y., 1984; The al­tar­piece in the Ren­ais­sance / Ed. by M. Kemp. N. Y., 1990; Бель­тинг Х. Об­раз и культ. М., 2003.

Вернуться к началу