Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ЙЕЦ

Ф. Айец. «Ринальдо и Армида». 1814. Галерея Академии (Венеция).

А́ЙЕЦ, Ай­ес (Hayez) Фран­че­ско [11.2.1791, Ве­не­ция – 12.12 (по др. сведениям, 11.2).1882, Ми­лан], итал. жи­во­пи­сец. Учил­ся в Ве­не­ции: в 1802–06 – в сту­дии Л. Ку­эре­ны, в 1808–09 – в АХ у Т. Мат­теи­ни. В 1809–16 пен­сио­нер АХ в Ри­ме; ис­пы­тал влия­ние Ж. О. Д. Эн­гра и на­за­рей­цев. С 1821 ра­бо­тал в Ми­ла­не, где пре­по­да­вал в АХ (1822–80). Его клас­си­ци­стич. ма­не­ра с го­да­ми транс­фор­ми­ро­ва­лась, всё тес­нее сбли­жа­ясь с ро­ман­тиз­мом, позд­нее так­же с са­лон­ным иск-вом. Пи­сал кар­ти­ны на ис­то­ри­че­ские, ли­те­ра­тур­ные и жан­ро­вые сю­же­ты («Ри­наль­до и Ар­ми­да», 1814, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Кре­сто­нос­цы у стен Ие­ру­са­ли­ма», 1838–50, Ко­ро­лев­ский дво­рец, Ту­рин; и др.), порт­ре­ты (А. Манд­зо­ни, 1841; К. Ка­вур, 1864; Дж. Рос­си­ни, 1870; ав­то­порт­ре­ты, 1848 и 1860). Так­же ис­пол­нил рос­пи­си в га­ле­рее Кья­ра­мон­ти (Ва­ти­кан, 1816–17), па­лац­цо На­по­ле­о­ни­ко (ны­не Му­зей Кор­рер, 1817) в Ве­не­ции. Дру­жил с Дж. Вер­ди, кон­суль­ти­ро­вал его по сце­но­гра­фич. во­про­сам.

Лит.: Maz­zocca F. F. Hayez: dal mito al ba­cio. Venezia, 1998; Фе­до­то­ва Е. Д. Ф. Ай­ец. М., 2001.

Вернуться к началу