Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДЖА́НТА

Авторы: Е.А. Сердюк
Апсара («небесная дева»). Фрагмент росписи. Вихара № 17 в Аджанте. 5–7 вв.

АДЖА́НТА, буд­дий­ский мо­на­стыр­ский пе­щер­ный ком­плекс в Зап. Ин­дии, в до­ли­не р. Ва­хо­ра. Вклю­ча­ет в се­бя чай­тьи (хра­мы) и ви­ха­ры (ке­льи), все­го ок. 30 по­ме­ще­ний. Осн. па­мят­ни­ки от­но­сят­ся к 4–5 вв. н. э., но име­ет­ся так­же 5 по­ме­ще­ний 2–1 вв. до н. э. с фраг­мен­та­ми рос­пи­сей то­го вре­ме­ни. Ар­хи­тек­ту­ра и скульп­тур­ный де­кор бо­лее ран­них па­мят­ни­ков со­от­вет­ст­ву­ют ка­но­нам буд­дий­ско­го иск-ва хи­ная­ны. Па­мят­ни­ки позд­не­го пе­рио­да (4–5 вв. н. э.) от­ра­жа­ют раз­ви­тый пан­те­он ма­хая­ны. Они соз­да­ны при ди­на­стии Ва­ка­та­ка и от­ме­че­ны чер­та­ми гупт­ско­го сти­ля. В это вре­мя чай­тьи умень­ша­ют­ся в раз­ме­ре, а ви­ха­ры уве­ли­чи­ва­ют­ся, по­лу­ча­ют до­пол­ни­тель­но ко­лон­на­ды или ря­ды стол­бов, скульп­тур­ные ком­по­зи­ции ал­тарно­го ти­па с фи­гу­ра­ми Буд­ды и бод­хи­саттв. Рос­пи­си по­тол­ков, стол­бов и стен вы­пол­не­ны ми­нер. крас­ка­ми по су­хой шту­ка­тур­ке, ук­ре­п­лён­ной рас­тит. во­лок­на­ми, и слою бе­ло­го грун­та. Сю­же­ты рос­пи­сей по­черп­ну­ты пре­им. из джа­так (важ­ней­шие – изо­бра­же­ния бод­хи­сатв Вад­жра­па­ни и Пад­ма­па­ни, Ма­хад­жа­на­ка джа­та­ка, джа­та­ка о ца­ре Ши­би; все – ви­ха­ра № 1; Виш­ван­та­ра джа­та­ка и Сим­ха­ла ава­да­на – ви­хара № 17). Рос­пи­си пе­ре­да­ют идею мило­сер­дия, щед­ро­сти и муд­ро­сти буд­дий­ских пер­со­на­жей; дей­ст­вие в основном раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в двор­цо­вой ат­мо­сфе­ре, рос­кошь и гар­мо­ния ко­то­рой от­ра­зи­ла вку­сы цар­ст­вен­ных па­тро­нов Ад­жан­ты. Па­мят­ни­ки А. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ajanta Murals: an album of 85 rep­ro­duc­tions in colour / Comp. A. Ghosh. New Delhi, 1967; Weiner S. Ajanta: its place in Buddhist art. Berk., 1977; Schlingoff D. Stu­dies in Ajan­ta painting. New Delhi, 1987; Behl B. K. The Ajanta caves: ancient paintings of Budd­hist India. N. Y., 2004.

Вернуться к началу