Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРА́БИНЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Селезнёв; В. В. Мазепус (музыка)

БАРА́БИНЦЫ (ба­ра­бин­ские та­та­ры, тюр­ки Ба­ра­бы, са­мо­на­зва­ние – ба­ра­ба, ба­ра­ма), тюрк. на­род (или груп­па в со­ста­ве та­тар си­бир­ских) в Рос­сии. Жи­вут в центр. Об­ско-Ир­тыш­ском ме­ж­ду­ре­чье (Ба­ра­бин­ская низ­мен­ность), в Ба­ра­бин­ском, Вен­ге­ров­ском, Усть-Тарк­ском, Ча­нов­ском, Куй­бы­шев­ском, Кар­гат­ском, Убин­ском, Кыш­тов­ском, Се­вер­ном рай­онах Но­во­си­бир­ской обл. Чис­лен­ность по пе­ре­пи­си 1926 – 7,5 тыс. чел., в по­сле­дую­щих пе­ре­пи­сях не учи­ты­ва­лись. Вы­де­ля­ют­ся ба­ра­бин­ско-ту­раш­ская, те­ре­нин­ско-чой­ская и лю­бей­ско-ту­нус­ская груп­пы. Го­во­рят на ба­ра­бин­ском диа­лек­те си­бир­ско-та­тар­ско­го язы­ка (за­ни­ма­ет обо­соб­лен­ное по­ло­же­ние сре­ди сев.-зап. тюрк. язы­ков, сбли­жа­ясь с сев.-вост. тюрк­ски­ми язы­ка­ми). Млад­шие по­ко­ле­ния го­во­рят в осн. на рус. яз. Пре­об­ла­да­ет ураль­ская ра­са (по др. клас­си­фи­ка­ци­ям – обь-ир­тыш­ский ва­ри­ант зап.-си­бир­ской ра­сы). Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба.

Предметы культа барабинских татар: A – мужской и женский идолы-курчак; B – священный "амбарчик" с фигурами идолов-курчак; C – шаманский бубенс колотушкой, на внутренней стороне (слев...

Б. сфор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве суб­стра­та – но­си­те­лей ураль­ских язы­ков – и пе­ре­се­ляв­ших­ся с юга, на­чи­ная с 8 в. (па­дение Тюрк­ско­го ка­га­на­та), тюрк­ских, юж­но­са­мо­дий­ских, ени­сей­ских и, ве­ро­ят­но, монг. эле­мен­тов. С пер­вым ком­по­нен­том свя­за­ны эле­мен­ты се­вер­ной ры­бо­лов­че­ско-охот­ничь­ей куль­ту­ры (раз­ви­тие за­пор­но­го ры­бо­лов­ст­ва, за­го­тов­ка ры­бы впрок, лод­ки-долб­лён­ки, ост­ро­го­ло­вые идо­лы-кур­чак, хра­нив­шие­ся в до­ме или в лес­ных по­строй­ках-«ам­бар­чи­ках», приё­мы ор­на­мен­та­ции бе­ре­сты и др.); со вто­рым – юж­но­си­бир­ской охот­ни­чье-ко­не­вод­че­ской куль­ту­ры (раз­ви­тие ме­тал­лур­гии же­ле­за, во­ло­ку­ши и др.). На юге, в степ­ной зо­не, из­вест­но раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та; ско­то­вод­ст­во в ле­со­сте­пи и сте­пи до­пол­ня­ет­ся зем­ле­де­ли­ем. За­вер­ше­ние фор­ми­ро­ва­ния Б. от­но­сит­ся к кон. 17 – нач. 18 вв. В от­ли­чие от боль­шин­ст­ва тюр­ко­языч­ных на­ро­дов Зап. Си­би­ри, Б. до 18 в. прак­ти­ко­ва­ли ша­ма­низм. Ны­не со­хра­ня­ют­ся родств. объ­е­ди­не­ния-ту­гу­мы, тра­диц. ти­пы лыж, ло­док, про­мы­сло­вая обувь (ца­рык, ча­рых, са­по­ги-итек), жен­ский кос­тюм: пла­тье (ки­лек, куль­мек), бар­хат­ная или шёл­ко­вая без­ру­кав­ка (кам­сул, кам­сол), жа­кет (беш­мет, пиш­мет), на­кос­ные зве­ня­щие под­вес­ки (чул­па, цол­пу) и др.

В тра­ди­ци­он­ной устной куль­ту­ре важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют ли­ри­че­ские и се­мей­ные об­ря­до­вые пес­ни (ер); раз­ли­ча­ют­ся дол­гие пес­ни (озын ер), ко­рот­кие (кыс­ка ер), сва­деб­ные (той ер) и др. Зна­чит. ме­сто при­над­ле­жит жан­рам, свя­зан­ным с му­сульм. об­ряд­но­стью: на­пев­но­му чте­нию Ко­ра­на, мо­лит­вам (азан). В эпич. ска­за­ни­ях-дас­та­нах («Ку­зы Кур­пе», «Буз Егет» и др.) речь че­ре­ду­ет­ся с пе­ни­ем. По­пу­ляр­ны баи­ты – по­ве­ст­вова­ния о дра­ма­тич. со­бы­ти­ях жиз­ни. Наи­бо­лее по­пу­ляр­ный фольк­лор­ный сю­жет – борь­ба та­тар­ских бо­га­ты­рей про­тив «бе­ло­го» (рус­ско­го) ца­ря или, на­про­тив, в сою­зе с рус­ски­ми про­тив на­бе­гов степ­ных ко­чев­ни­ков; рас­ска­зы о лес­ной хо­зяй­ке-би­чен. Из муз. ин­ст­ру­мен­тов наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны бу­бен (тюн­гур), за­им­ст­во­ван­ные гар­мо­ни­ка и ба­ян, из­ред­ка встре­ча­ют­ся ме­тал­лич. вар­ган (кон­гуз), смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент (кы­чак), про­доль­ная флей­та (ку­рай), цит­ра (ята­ган).

Лит.: Dioszegi V. Pre-Islamic shamanism of the Baraba Turks and some ethnogenetic conclusions // Shamanism in Siberia. Bdpst, 1978; Дмит­рие­ва Л. В. Язык ба­ра­бин­ских та­тар. Л., 1981; Ах­ме­то­ва Ф. В., Мо­на­сы­пов Ш. К. К во­про­су о му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тах си­бир­ских та­тар // Про­бле­мы про­ис­хо­ж­де­ния и эт­ни­че­ской ис­то­рии тюрк­ских на­ро­дов Си­би­ри. Томск, 1987; Се­лез­нев А. Г. Ба­ра­бин­ские та­та­ры: ис­то­ки эт­но­са и куль­ту­ры. Но­во­сиб., 1994.

Вернуться к началу