Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 87-88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СЕРЕ́Р (са­мо­на­зва­ние) (сереер, серер-са­лум, серер-син, син-салум, син-син), на­род в Зап. Аф­ри­ке. Жи­вут на за­па­де Се­не­га­ла (об­ласти Фа­тик, Као­лак, Каф­рин, Ди­ур­бель и Ти­ес – 1,3 млн. чел., 2015, оцен­ка; 3-й по чис­лен­но­сти на­род) и на пра­во­бере­жье эс­туа­рия р. Гам­бия на се­ве­ро-за­па­де Гам­бии (за­пад окр. Кере­ван – 40 тыс. чел.); ок. 5 тыс. чел. проживают на юге Мавритании. Под­раз­деляются на группы: син, ньоминка, нон (ноон), сафен (саафи), ндут, палор (фалор, сиили), ла (лаалаа). Говорят на яз. се­рер и язы­ках груп­пы чан­гин ат­лан­ти­че­ских язы­ков; многие С. пе­решли на яз. волоф, распространён так­же франц. яз. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Серер. Правитель Сине Ама Дьоф (по Д. Буала, 1853).

Этнич. общность С. сформировалась на юге совр. Мавритании к 11 в., откуда они пе­ре­се­ли­лись в 11–12 вв. под на­тис­ком ис­лам­ской экс­пан­сии Аль­мо­ра­ви­дов. В 1186 С. совместно с фульбе соз­да­ли раннеполитич. образование Вало, затем в низовьях р. Сенегал – Син и Са­лум. Во 2-й пол. 19 в. под влия­ни­ем дви­же­ния ма­ра­бу­тов сре­ди С. рас­про­стра­нил­ся ис­лам.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Ат­лан­тич. по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки, близка к волофской. За­ни­ма­ют­ся руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ара­хис, про­со, рис), ры­бо­лов­ст­вом (груп­па ньо­мин­ка в дель­те р. Са­лум), дер­жат круп­ный ро­га­тый скот (знать от­да­ёт его на вы­пас фуль­бе). Су­ще­ст­во­ва­ли кас­ты мед­ни­ков (ву­де), гон­ча­ров (нье­ньо), тка­чей и ска­зи­те­лей-грио­тов (для них ха­рак­тер­ны по­ло­са­тые тка­ни серр, или тья­ва­ли). Ос­но­ву традиц. социальной организации состав­ляют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная родовая орга­низация. Распространены полигиния, ле­вират и сорорат. Система терминов род­ства бифуркативного типа. Куз­не­ца­ми бы­ли в осн. во­лоф, рез­чи­ками по де­ре­ву (лао­бе) – фуль­бе, тор­гов­ца­ми (счи­та­лось низ­ким за­ня­ти­ем), а так­же при­двор­ны­ми шу­та­ми (бис­сит) – мав­ры. От­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния (ма­сир, ка­лир) свя­зы­ва­ют С. с ту­ку­лё­ра­ми. Ро­ды име­ют то­те­мов (таа­на). Сохраняется вера в ду­хов предков (пан­голь) во гла­ве с де­ми­ур­гом Рог (Роог Сен), культы сил природы, колдовство. Ини­циа­ция (ндут) маль­чи­ков вклю­ча­ет об­ре­за­ние (ини­ции­руе­мые ис­пол­ня­ли ри­ту­аль­ные пес­ни ндьюп), де­во­чек – на­не­се­ние та­туи­ров­ки. Древ­ние по­гре­бе­ния со­про­во­ж­да­лись бо­га­тым ин­вен­та­рём, воз­ве­де­ни­ем кур­га­нов и кром­ле­хов; прак­ти­ко­ва­лась му­ми­фи­ка­ция. Сохра­ня­ет­ся иск-во ри­ту­аль­ных пе­сен (тас­су), ис­пол­няе­мых грио­та­ми (ге­вель), в т. ч. жен­щи­на­ми. Во вре­мя при­двор­ных це­ре­мо­ний зву­ча­ли свя­щен­ные ба­ра­ба­ны дьюндь­юнг. Тан­це­валь­ная му­зы­ка (мба­лакс) со­про­во­ж­да­ет­ся иг­рой на ба­ра­ба­нах (са­бар, та­ма, ксин, джем­бе); сре­ди зна­ме­ни­тых ис­пол­ни­те­лей это­го сти­ля – Юс­су Н’Дур. Из др. муз. ин­ст­ру­мен­тов из­вест­ны идио­фон из ка­ле­ба­са (гам­ба), струн­ные (ха­лам, ко­ра). Серерские кор­ни име­ет тра­ди­ция се­не­галь­ской борь­бы (ламб, ндьом).

С. были первые президенты Сенегала Л. С. Сенгор и А. Диуф, первая женщина на посту вице-президента Гамбии (с 1997) Айсату Нджие-Сайди и др.

Лит.: Gravrand H. La civilisation sereer. Da­kar, 1983; Gamble D. P., Salmon L. K. (with Al­haji Hassan Njie). Peoples of the Gambia. S. F., 1985. Vol. 1; Sonko-Godwin P. Ethnic groups of the Senegambia Region: a brief history. 3rd ed. Banjul, 2003.

Вернуться к началу