Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЙТА́ГЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Сергеева
Кайтагцы. Ковёр агул тамса. Фото С. Н. Иванова. 1978. ИЭА РАН

КАЙТА́ГЦЫ, кай­та­ги (са­мо­на­зва­ния – хай­дакь­ан, хай­дакь­ан­ти, дар­гин­ское – хай­дакъ­лан­ти), эт­нич. груп­па дар­гин­цев; ино­гда рас­смат­ри­ва­ют­ся как са­мо­сто­ят. на­род. Чис­лен­ность св. 20 тыс. чел. (2002, оцен­ка), по переписи 2002 – 5 чел. Жи­вут в осн. в пред­горь­ях на юге и в центре Кай­таг­ско­го рай­она, часть – на рав­ни­не и в го­ро­дах (Ма­хач­ка­ла, Дер­бент, Из­бер­баш и др.). В 1944 часть К. бы­ла пе­ре­се­ле­на в Чеч­ню, от­ку­да в 1957 она пе­ре­ме­сти­лась на се­вер Да­ге­ста­на. Го­во­рят на кай­таг­ском язы­ке, после 1917 в ка­чест­ве лит. яз. исполь­зу­ют дар­гин­ский ли­те­ра­тур­ный язык. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Кайтагцы в традиционной одежде. Село Варсит. 1960-е гг. Архив С. Ш. Гаджиевой

В 14–19 вв. вхо­ди­ли в уц­мий­ст­во Кай­таг (тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся Верх­ний, предгор­ный, и Ниж­ний, рав­нин­ный, Кай­таг), а так­же в сою­зы сель­ских об­щин (ма­га­лы) Мад­жа­лис-Кат­да, Шур­кант, Ир­ча­мул, Кат­та­ган, Ка­ра-Кай­таг; с 1860 – в со­ста­ве Кай­та­го-Та­ба­са­ранско­го окр. Да­ге­стан­ской обл. С 14 в. рас­про­стра­нял­ся ис­лам. В 1938 на­счи­ты­ва­ли 17,2 тыс. чел. С 1939 учи­ты­ва­ют­ся пе­ре­пи­ся­ми в со­ста­ве дар­гин­цев. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов. Осн. па­хот­ным ору­ди­ем в Верх­нем Кай­та­ге был гор­ский плуг (де­рецц), в Ниж­нем Кай­та­ге – от­валь­ный. С 19 в. за­ни­ма­лись шел­ко­вод­ст­вом. Бы­ло раз­ви­то тка­че­ст­во из шер­сти (в т. ч. ков­ро­тка­че­ст­во), ко­но­п­ли, хлоп­ка и шёл­ка, в Верх­нем Кай­та­ге – резь­ба по де­ре­ву (де­та­ли жи­лищ, ме­бель) и кам­ню (над­гро­бия, ар­хит. резь­ба, в т. ч. с фи­гу­ра­ми жи­вот­ных, сю­жет­ны­ми сце­на­ми), куз­не­че­ст­во, в Ниж­нем – вы­шив­ка гла­дью на тём­но-си­нем фо­не (встав­ки на по­душ­ки, за­на­вес­ки, оде­ж­да). Тор­го­ва­ли (в осн. с Дер­бен­том) ско­том, мё­дом, фрук­та­ми, маре­ной, стро­ит. ле­сом, де­рев. ут­ва­рью и др. С де­каб­ря по май боль­шин­ст­во муж­чин Верх­не­го Кай­та­га за­ни­ма­лись от­ход­ни­че­ст­вом в рай­он Дер­бен­та. В 20 в. об­ра­зо­ва­лась ин­тел­ли­ген­ция. В Верх­нем Кай­та­ге из­вест­ны бое­вые и сто­ро­же­вые баш­ни. До нач. 20 в. со­хра­ня­лось де­ле­ние на ту­ху­мы (жинс), боль­шие се­мьи (хо­ла кул­пет). Оде­ж­да сход­на с дар­гин­ской. Из тра­диц. блюд ха­рак­тер­ны бли­ны (бур­щи­на), пи­ро­ги из ку­ку­руз­ной му­ки (ава му­че­ри), пи­рог с ку­ря­ти­ной (арк­вал­ла бац­бик), фи­гур­ный хлеб в ви­де ку­ро­пат­ки с за­пе­чён­ным внут­ри яй­цом (как­ба), хал­ва (муч­ная – ар­биш, оре­хо­вая – ме­тух), из на­пит­ков – ви­но из ки­пя­чё­но­го ви­но­град­но­го со­ка (мусти). Ха­рак­те­рен по­гре­баль­ный об­ряд (по­гре­баль­ную оде­ж­ду для по­кой­ни­ка мог­ла шить толь­ко вдо­ва, мыть пол по­сле вы­но­са те­ла – толь­ко не­за­муж­няя жен­щи­на и т. д.). Осн. календар­ные празд­ни­ки: Ноу­руз (Эв­ла бай­рам; де­вуш­ки ка­ча­лись на ка­че­лях, муж­чи­ны со­стя­зались в скач­ках, ки­да­нии кам­ня и др.), празд­ник сбо­ра ви­но­гра­да (Ик­ри хур­сан ба­ри) и др. Рас­про­стра­не­ны об­ря­ды вы­зы­ва­ния солн­ца, вы­зы­ва­ния и пре­кра­ще­ния до­ж­дя и т. п.

Лит.: Али­мо­ва Б. М. Кай­та­ги. XIX – нач. XX вв. Ма­хач­ка­ла, 1998; она же. Кай­та­ги // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002.

Вернуться к началу