Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́ТЛИХЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 95

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Сергеева; М. И. Шилакадзе (устное творчество)

БО́ТЛИХЦЫ (са­мо­на­зва­ние – буй­хади, ан­дий­ское – болъ­и­ди­рал, авар. – балъ­ахъ­ал), один из ан­дий­ских на­ро­дов в Рос­сии (Да­ге­стан, Бот­лих­ский р-н). Жи­вут в осн. в сё­лах Бот­лих и Ми­ар­со (доли­на р. Ан­дий­ское Кой­су). Чис­лен­ность св. 4 тыс. чел. (2002, оцен­ка; по пе­ре­пи­си 2002 – 16 чел.). Го­во­рят на бот­лих­ском язы­ке, вла­де­ют так­же рус. и авар. язы­ка­ми. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в осн. ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба.

Ве­ро­ят­но, Б. вхо­ди­ли в Ди­дой­ский со­юз (см. в ст. Цез­ские на­ро­ды), по­сле его рас­па­да – в Тех­ну­цаль­ский со­юз сель­ских об­щин. В 15–16 вв. из Хун­заха рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам. В 1861 с. Бот­лих ста­ло цен­тром Ан­дий­ско­го окр. Да­ге­стан­ской обл., в 1891 здесь от­кры­ва­ет­ся пер­вое в На­гор­ном Да­ге­ста­не свет­ское уч-ще. Традиц. культура типична для народов Кавказа. Тра­диц. за­ня­тия – тер­рас­ное по­лив­ное па­шен­ное зем­ле­де­лие, са­до­вод­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во; ско­то­вод­ст­во раз­ви­то сла­бо. Бы­ли рас­про­ст­ра­не­ны ва­ля­ние шер­сти (вой­лок, сук­но), об­ра­бот­ка ко­жи, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню (ор­на­мент жи­лищ), тор­гов­ля (в т. ч. с За­кав­казь­ем и Пер­си­ей); су­ще­ст­во­ва­ли проф. тор­гов­цы-ба­зар­га­ны. До 1930-х гг. со­хра­ня­лись пре­им. эн­до­гам­ные родств. объ­е­ди­не­ния-ту­ху­мы. В про­шлом с. Бот­лих де­ли­лось на 7–8 са­мо­управ­ляю­щих­ся ту­хум­ных квар­та­лов, ка­ж­дый – со сво­ей бое­вой баш­ней-ше­ба, пло­ща­дью-го­де­ка­ном и клад­би­щем. Ха­рак­те­рен вы­со­кий жен­ский го­лов­ной убор – «ро­га­тая» чух­та. Тра­диц. празд­ни­ки – Пер­вой бо­роз­ды (Ун­са Эти), ве­сен­ний празд­ник Чагь­ва, об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя и солн­ца. Сре­ди Б. есть пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, во­ен­ные, гос. дея­те­ли.

Уст­ное твор­че­ст­во близ­ко авар­ско­му. Пре­об­ла­да­ет во­каль­ная тра­ди­ция, му­зы­ка ис­клю­чи­тель­но од­но­го­лос­на. Со­хра­ни­лись ар­ха­ич. пес­ни, свя­зан­ные с по­кло­не­ни­ем ме­ст­ным бо­же­ст­вам, ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые, се­мей­но-об­ря­до­вые (пла­чи-при­чи­та­ния, ко­лы­бель­ные, ве­ли­чаль­ные) пес­ни, наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны ли­рич. пес­ни, пес­ни о ге­ро­ях. Тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­ты: 2-струн­ный щип­ко­вый пан­ду­ра (ак­ком­па­ни­рую­щий ин­ст­ру­мент, на нём иг­ра­ли муж­чи­ны, в т. ч. со­про­во­ж­дая пе­ние де­ву­шек) и смыч­ко­вый ча­га­на. Бы­ту­ют так­же за­им­ст­во­ван­ные ин­ст­ру­мен­ты: зур­на с ба­ра­ба­ном, ба­ла­лай­ка, гар­мо­ни­ка; ис­пол­ни­те­ли на них в 20 в. поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью.

Лит.: Ке­ри­мов С. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Да­ге­стан­ской АССР // Му­зы­каль­ная куль­ту­ра ав­то­ном­ных рес­пуб­лик РСФСР. М., 1957; Али­мо­ва Б. М., Ма­го­ме­дов Д. М. Бот­лих­цы // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002.

Вернуться к началу