Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРБАКО́А

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

БАРБАКО́А (от исп. «по­мост, кон­ст­рук­ция из жер­дей» – назв. по ха­рак­тер­ным свай­ным жи­ли­щам), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на се­ве­ре Эк­ва­до­ра и юго-за­паде Ко­лум­бии. Го­во­рят на язы­ках бар­ба­ко­ан­ской се­мьи (ра­нее вклю­ча­лась в се­мью чиб­чан­ских язы­ков), рас­про­стра­нён так­же исп. яз. В со­ста­ве груп­пы: ко­ай­кер (са­мо­на­зва­ние – ава, язык – ава­пит; 9 тыс. чел. в деп. На­ри­ньо в Ко­лум­бии и 1,2 тыс. чел. в пров. Кар­чи в Эква­до­ре – 2000, оценка); к коай­кер близ­ки по язы­ку гуам­биа­но и то­то­ро, в прош­лом в ту же груп­пу вхо­ди­ли пас­то, ко­ко­ну­ко, гуа­нака; от­де­лив­шие­ся от коай­кер ок. 2 тыс. лет на­зад ча­чи (са­мо­на­зва­ние; ус­тар. – кая­па, язык – ча­па­ла­чи; 6 тыс. чел. на р. Кая­пас в пров. Эс­ме­раль­дас в Эква­до­ре); от­де­лив­шие­ся от ча­чи ок. 1 тыс. лет назад ца­чи­ла (са­мо­на­зва­ние; ус­тар. – ко­ло­ра­до, исп. – раскрашенные, по тра­диц. обы­чаю рас­кра­ши­вать те­ла, язык – ца­фи­ки; 2,3 тыс. чел. в про­вин­ци­ях Пи­чин­ча и Лос-Ри­ос в Эк­ва­доре). В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од ко­ай­кер вы­тес­не­ны бе­лы­ми и (позд­нее) не­гра­ми с по­бе­ре­жья в пред­го­рья, ча­чи и ца­чи­ла пе­ре­се­ли­лись с пред­го­рий к мо­рю.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для индейцев про­межу­точ­ной зо­ны ме­ж­ду Ме­зо­аме­ри­кой и Центр. Ан­да­ми. Осн. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие, охо­та (у ко­ай­кер из­вест­на стре­ло­ме­та­тель­ная труб­ка с от­рав­лен­ны­ми стре­ла­ми), у ча­чи и ца­чи­ла – ры­бо­лов­ст­во (ча­чи де­ла­ют долб­лё­ные лод­ки). Ко­ай­кер раз­во­дят мор­ских сви­нок и кур, ред­ко сви­ней, ко­ров и овец. Со­хра­ня­ют­ся руч­ное тка­че­ст­во (у ко­ай­кер – го­лов­ные плат­ки из овечь­ей шер­сти, сум­ки из во­ло­кон ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний), пле­те­ние, до сер. 20 в. – из­го­тов­ле­ние ке­ра­ми­ки. Ко­ай­кер стро­ят мос­ты че­рез ре­ки из ли­ан и бам­бу­ка. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, ча­чи по празд­ни­кам со­би­ра­ют­ся в об­щин­ных цен­трах, где рас­по­ло­же­ны цер­ковь и клад­би­ще. Тра­диц. жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ный дом на сва­ях, дли­ной до 30 м, вклю­ча­ет жи­лое по­ме­ще­ние, кух­ню, кла­до­вую; кры­ша – тро­ст­ни­ко­вая или из паль­мо­вых ли­сть­ев, опи­ра­ет­ся на кар­кас из ство­лов пер­си­ко­вой паль­мы, до­хо­дит поч­ти до зем­ли. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – ши­ро­кая на­бед­рен­ная по­вяз­ка, ор­на­мен­ти­ро­ван­ная го­ри­зон­таль­ны­ми по­ло­са­ми, по­яс, на­шей­ный пла­ток; жен­ская – не­сши­тая юб­ка, на­плеч­ная на­кид­ка, мно­го­числ. оже­ре­лья из би­се­ра, се­мян, птичь­их кос­тей. Сма­зы­вая во­ло­сы клей­кой сме­сью из крас­но­го со­ка кус­тар­ника Bixa oreliana и мас­ла, муж­чи­ны ца­чи­ла де­ла­ют ха­рак­тер­ную при­чёс­ку. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, со­хра­ни­лись (гл. обр. у ца­чи­ла) ми­фо­ло­гич. пред­став­ле­ния (о кар­ли­ках, ги­ган­те, под­дер­жи­ваю­щем мир, сю­жет о ги­бе­ли солн­ца и др.). Гла­ва об­щи­ны вы­пол­ня­ет так­же функ­ции ле­ка­ря. Муз. ин­ст­ру­мен­ты (у ко­ай­кер) – об­тя­ну­тые ко­жей оле­ня ба­ра­ба­ны, тро­ст­ни­ко­вые флей­ты. С кон. 20 в. уси­ли­ва­ет­ся тен­ден­ция к пе­ре­но­су по­се­ле­ний к ка­то­лич. мис­си­ям и гос. шко­лам. Наи­бо­лее ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ко­ай­кер.

Лит.: Lehmann H. Contributions à l’ethno­graphie de Kwaiker, Colombie // Journal de la Société des Américanistes. Nouvelle Série. 1963. T. 52. P. 255–270; Кваш­ни­на С. Н. Ин­дей­цы ко­ло­ра­до // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1988. № 1; De Boer W. R., Blitz J. H. Ceremonial centers of the Chachi // Expedition. 1991. Vol. 33. № 1.

Вернуться к началу