Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ЙНЫЙ СОЮ́З

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Член тайного союза Поро в ритуальном костюме.

ТА́ЙНЫЙ СОЮ́З (тай­ное об­ще­ст­во, ран­го­вый со­юз, ри­ту­аль­но-ма­ги­че­ское об­ще­ст­во) в ан­тро­по­ло­гии, пер­во­быт­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, воз­ник­ший на ос­но­ве муж­ских сою­зов (ре­же – жен­ских сою­зов). Т. с. бы­ли од­ним из ме­ха­низ­мов фор­ми­ро­ва­ния по­ли­тич. вла­сти (см. По­тес­тар­ная ор­га­ни­за­ция), а так­же об­ществ. и иму­ществ. диф­фе­рен­циа­ции. Струк­ту­ра Т. с. пред­став­ля­ла со­бой ие­рар­хию ран­гов, при­над­леж­ность к ко­то­рым, в от­ли­чие от муж­ских и жен­ских сою­зов, за­ви­се­ла от бо­гат­ст­ва ин­ди­ви­да. Всту­п­ле­ние в Т. с. и осо­бен­но по­лу­че­ние в них вы­со­ких ран­гов тре­бо­ва­ло круп­ных на­ту­раль­ных или де­неж­ных взно­сов, уст­рой­ст­ва пи­ров ти­па по­тла­ча и т. п. Т. с. за­щи­щали соб­ст­вен­ность и при­ви­ле­гии сво­их чле­нов как пря­мым тер­ро­ром по от­но­ше­нию к не­по­свя­щён­ным, так и воз­дей­ст­ви­ем на них эзо­те­рич. ри­туа­ла­ми, но­сив­ши­ми уст­ра­шаю­щий ха­рак­тер. Дея­тель­ность Т. с. оку­ты­ва­лась ат­мо­сфе­рой тай­ны, они име­ли свою ми­фо­ло­гию, свя­зан­ную с пред­ков куль­том, осо­бый язык и ри­ту­аль­ные кос­тю­мы с мас­ка­ми. Наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Т. с. по­лу­чи­ли в Ме­ла­не­зии (Дук-Дук и Ин­ги­ет на Но­вой Бри­та­нии; Су­к­ве и Та­ма­те на о-вах Банкс и др.), Сев. Аме­ри­ке, Зап. и Центр. Аф­ри­ке, где они пре­вра­ти­лись в мощ­ные межоб­щин­ные и ме­ж­эт­нич. ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ст­в­ляв­шие су­деб­но-по­ли­цей­ские и др. ран­не­по­ли­тич. функ­ции. Не мень­шее зна­че­ние, чем муж­ские (По­ро у кпел­ле, мен­де, тем­не, се­ну­фо, ваи и др. на­ро­дов Сьер­ра-Ле­о­не, Ли­бе­рии и Кот-д’Ивуара; «лю­дей-ле­о­пар­дов» – Эк­пе и Эг­бо у иг­бо и иби­био, экои, эфик, Ог­бо­ни у йо­ру­ба; Ко­мо и Ка­фо у бам­ба­ра, ма­лин­ке и др. наро­дов Зап. Су­да­на; Ндон­го, Ма­ле, Му­эм­ба, Куо­си в Га­бо­не и Ка­ме­ру­не; «лю­дей-львов» и «лю­дей-кро­ко­ди­лов» в Кон­го), в Зап. Аф­ри­ке име­ли жен­ские Т. с. (круп­ней­ший – Сан­де, или Бун­ду), в рам­ках ко­то­рых де­вуш­ки обу­ча­лись до­мо­вод­ст­ву, суп­ру­же­ской жиз­ни, са­ни­та­рии, тан­цам, по окон­ча­нии шко­лы про­хо­ди­ли ини­циа­цию, в т. ч. об­ре­за­ние, и по­лу­ча­ли пра­во всту­пать в брак. Пе­ре­жит­ки Т. с. об­на­ру­же­ны у древ­них гре­ков, рим­лян, кель­тов, гер­ман­цев, ки­тай­цев, на­ро­дов Кав­ка­за и Ср. Азии.

Лит.: Butt-Thompson F. W. West African secret societies. L., 1929; Joset P.-E. Les societes secretes des Hommes-Leopards en Afrique Noire. P., 1955; Козлов С.Я. Тайные ритуальные общества в Западной Африке // Религии мира. 1983. М., 1983; Laburthe-Tolra Ph. Initiations et societes secretes au Cameroun. P., 1985; Ко­би­ща­нов Ю. М. Тай­ные ре­ли­ги­оз­но-ма­ги­че­ские об­ще­ст­ва // Тра­ди­ци­он­ные и син­кре­ти­че­ские ре­ли­гии Аф­ри­ки. М., 1986; Jedrej M. C. Structural aspects of a West African secret society // Ethnologische Zeitschrift. 1990. Bd 1; Кочакова Н.Б. Тайные общества Западной Африки в прошллом и настоящем // Восток. 1993. № 3; Новожилова Е.М. Традиционные тайные общества Юго-Восточной Нигерии // Ранние формы социальной организации. М., 2000; Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. М., 2000; Ouattara S. Deux societes secretes dans des espaces publics en Afrique de l'Ouest. Goteborg, 2008.


  • ТА́ЙНЫЙ СОЮ́З в антропологии, первобытный социальный институт, возникший на основе мужских союзов (2016)
Вернуться к началу