Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ТУ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Тынурист

СЕ́ТУ (са­мо­на­зва­ние – setokõsõq), эт­но­гра­фич. груп­па эс­тон­цев. Жи­вут в осн. на юго-вос­то­ке Эс­то­нии [12,3 тыс. чел. – 2015, оцен­ка, из них 4 тыс. чел. в во­лос­тях Ми­ки­та­мяэ и Вяр­ска на вос­то­ке маа­кон­да (уез­да) Пыл­ва, Ме­ре­мяэ и Мис­со на вос­то­ке маа­кон­да Вы­ру] и се­ве­ро-за­па­де Рос­сии (123 чел. – 2010, пе­ре­пись; г. Печоры и Новоизборская вол. Пе­чор­ского р-на Псков­ской обл.; в 1989 на­счи­тывали ок. 950 чел., в кон. 20 в. мн. рос. С. уехали в Эстонию); неск. сотен С. (по переписи 2010 – 75 чел.) – по­том­ков переселенцев нач. 20 в. – про­жи­вают в Красноярском крае (в осн. в с. Хайдак Партизанского р-на). Со­хра­ня­ет­ся го­вор вы­рус­ко­го диа­лек­та эст. язы­ка. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные (их обращению в православие способствовало осно­ва­ние Псково-Печерского Успенского мо­нас­ты­ря в 1473).

Женщины сету в сукманах, линиках и с пряжками сыльг. Фото Gerd Tarand / flickr.com

Одни учёные считают С. потомками эстонцев, переселившихся из Выру в средние века; по др. точке зрения, они – автохтонная группа, восходящая к древнему чудскому населению. Назв. «С.» перенято ими у эстонцев в 1920-е гг., у эстонцев имело уничижит. оттенок. Русские называли их «полуверцами». Культура С. отличается архаич. особенностями (сближающими их с водью, ижо­рой, поволжскими финнами), а также рус. заимствованиями. Жилище – изба зап.-рус. типа; характерно украшение интерьера полотенцами (с льняной основой и шерстяным утком) с браным узором. Были известны открытые очаги с подвешенным над ними котлом. Тра­диц. кос­тюм С. (рис.) ис­пы­тал рус. влия­ние: муж­ская ру­ба­ха-ко­со­во­рот­ка, жен­ский са­ра­фан и др. Жен­ская ру­ба­ха (хаме) ту­ни­ко­об­раз­ная, с кон. 19 в. – с вши­тым по ос­но­ве длин­ным ру­ка­вом с по­ло­сой крас­ного бра­ного тканья [до сер. 19 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны ру­ба­хи армии хаме с ру­ка­ва­ми длиной до 1,5 м; при ра­бо­те ру­ки про­де­ва­ли в от­вер­стия в прой­мах, а ру­ка­ва от­ки­ды­ва­ли и за­вя­зы­ва­ли на спи­не]; са­ра­фан глу­хой с клинь­я­ми из бе­лой (рююд), позднее чёрной шер­стя­ной (сукман) или синей хол­що­вой (китасник) тка­ни; рююд имел откидные рукава, но­сил­ся с на­бед­рен­ни­ком. Де­вуш­ки но­си­ли на­лоб­ник на твёр­дой ос­но­ве, за­вя­зы­ваю­щий­ся на за­тыл­ке (ва­ник); жен­щи­ны – по­ло­тен­ча­тый убор (ли­ник), по­верх ко­то­ро­го по­вя­зы­ва­ли узор­ную на­лоб­ную по­ло­су, под лиником во­круг го­ло­вы ук­ла­ды­ва­ли на­клад­ные ко­сы из льна. Ха­рак­тер­ны обиль­ные на­груд­ные се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния с боль­ши­ми (до 12 см в вы­со­ту) ко­ну­со­об­раз­ны­ми пряж­ка­ми (сыльг); см. илл. к ст. Традиционная культура народов России в томе «Россия». Сохраняется уникальная многоголосная традиция исполнения рунических песен. Традиц. муз. инструмент – каннель «с открылком» (аналог псковско-новгородских крыловидных гуслей). Бытуют дохристианские обряды: культ бога плодородия Пеко, фигурку которого хранили в доме, приношения даров в церкви (в т.ч. к скульптуре св. Николая в Псково-Печерском Успенском монастыре), к священным камням и т. п.

С 1990-х гг. в Эстонии проводятся Конгрессы сетуского народа, создан Фонд сетуской культуры; на сетуском говоре издаётся газета, ведутся радио­передачи. В России С. включены в пе­речень коренных малочисленных наро­дов. В деревнях Сигово и Хайдак от­крыты этнографич. музеи сету.

Лит.: Громова Ю. В. и др. Сету: история, культура, современные этнические процес­сы // Историко-этнографические очерки Псков­ского края. Псков, 1999; Setomaa 2. Vanem ajalugu muinasajast kuni 1920. aastani. Tartu, 2009.

  • СЕ́ТУ этнографич. группа эстонцев (2015)
Вернуться к началу