Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВА́ДЬБА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Смирницкая
А. И. Корзухин. "Девичник". 1889. Русский музей (С.-Петербург). Изображены характерные обряды, через которые проходит невеста в канун свадьбы у русских: её выводят из бани, сопровождающие метут перед ...

СВА́ДЬБА, ком­плекс об­ря­дов, от­ме­чаю­щих за­клю­че­ние бра­ка. Брак рас­смат­ри­вал­ся как од­но из наи­бо­лее важ­ных со­бы­тий в жиз­ни об­щест­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щее со­юз меж­ду чу­жи­ми друг дру­гу (в ри­ту­аль­ном смыс­ле – враж­деб­ны­ми; см. Пое­ди­нок ри­ту­аль­ный) сто­ро­на­ми; поэ­то­му за пра­виль­ным про­ве­де­ни­ем С., со­блю­де­ни­ем пра­во­вых и об­ря­до­вых обы­ча­ев на­блю­да­ла вся об­щи­на. Наи­бо­лее раз­вит сва­деб­ный ри­ту­ал, со­про­вож­даю­щий­ся зна­чит. ма­те­ри­аль­ны­ми за­тра­та­ми, в пат­ри­ар­халь­ных об­ще­ст­вах. Соб­ст­вен­но С. пред­ше­ст­во­ва­ла по­молв­ка; период между помолвкой и С. часто сопровождался запретом (табу) на общение между женихом и невестой, а также их семьями. На­ка­ну­не С. уст­раи­ва­лись де­вич­ник и ре­же маль­чиш­ник (парнишник, молодешник) – об­ря­ды про­ща­ния, раз­лу­ки (рус. проводы, чеш. розлучени, словацк. розлуки, нем. польтерабенд и т.д.) но­во­брач­ных со сво­им преж­ним со­стоя­ни­ем. Для не­вес­ты рас­ста­ва­ние с де­ви­че­ст­вом по­ни­ма­лось как ана­лог смер­ти (см. Пе­ре­ход­ные об­ря­ды); она оп­ла­ки­ва­ла свою «де­ви­чью во­лю» (см. При­чи­та­ния), со­вер­ша­ла омо­ве­ние в ба­не, ей ме­ня­ли при­чёс­ку (у славян – рас­пле­та­ли ко­су как важ­ней­ший сим­вол де­ви­че­ст­ва), на­де­ва­ли сва­деб­ный ве­нок и/или го­лов­ное по­кры­ва­ло и т. п. Же­них от­ме­чал вы­ход из со­об­ще­ст­ва не­же­на­тых свер­ст­ни­ков (нем. буршеншафт и т.п.). Наи­более ак­тив­ную роль в С. иг­ра­ли т. н. сва­деб­ные чины – ри­ту­аль­ные за­мес­ти­те­ли но­во­брач­ных: по­са­жён­ные ро­ди­те­ли (сват и сва­ха, кум и ку­ма – ча­ще крё­ст­ные ро­ди­те­ли; см. Ку­мов­ст­во), один или неск. «дру­жек» со сто­ро­ны же­ни­ха (рус. шафер, подженишник, подкняжник, «воевода», «боярин», «большой брат», «староста», «провожатый»; нем. хохцайтсбиттер, итал. компаре, мьени у свази и т.д.) — ино­гда проф. зна­ток об­ря­да, кол­дун) и не­вес­ты (брат не­вес­ты и т. п.). В день С. же­них ехал за не­вес­той в со­про­во­ж­де­нии му­зы­кан­тов, а так­же по­са­жё­ных ро­ди­те­лей, свах, дру­жек и др. чи­нов, нёс­ших сим­во­лич. ору­жие, де­ре­во, зна­мя, жезл и т. п. ат­ри­бу­ты; сва­деб­ный «по­езд» бо­га­то ук­ра­шал­ся, са­ни с по­ез­жа­на­ми еха­ли в стро­го оп­ре­де­лён­ном по­ряд­ке. Встре­ча по­ез­жан с род­ст­вен­ни­ка­ми не­вес­ты ими­ти­ро­ва­ла ри­ту­аль­ный по­еди­нок: не­вес­ту «пря­та­ли», дру­зья же­ни­ха изо­бра­жа­ли её по­хи­ще­ние (см. Умы­ка­ние), друж­ка пред­ла­гал за неё «вы­куп» (см. Брач­ный вы­куп) и т. п.; рас­про­стра­нён мо­тив «под­ме­ны» как не­вес­ты (ср. биб­лей­ский рас­сказ о под­ме­не Ра­хи­ли Ли­ей; см. Иа­ков), так и же­ни­ха (ча­ще все­го друж­кой; ср. под­ме­ну Гун­на­ра Си­гур­дом в эпо­се о Ни­бе­лун­гах). Осо­бое зна­че­ние при­да­ва­лось де­мон­ст­ра­ции и пе­ре­воз­ке при­да­но­го. За­тем не­вес­та про­ща­лась с род­ным до­мом, и «по­езд» для вен­ча­ния на­прав­лял­ся в цер­ковь (ино­гда же­них и не­вес­та еха­ли в цер­ковь раз­дель­но), по­сле вен­ча­ния – в дом же­ни­ха (на пу­ти «по­ез­да» уст­раи­ва­ли шу­точ­ные пре­гра­ды). Во время встречи в доме жениха невеста совершала обряды поклонения очагу, домашним духам и т.п. Все эта­пы С. со­про­во­ж­да­лись многочисл. табу, вза­им­ным уго­ще­ни­ем, об­ме­ном по­дар­ка­ми (см. Да­ро­об­мен) и сим­во­лич. «вы­ку­пом», «кра­жей» не­вес­ты, ри­ту­аль­ны­ми ис­пы­та­ния­ми мо­ло­дых, ве­ли­чаль­ны­ми пес­ня­ми, об­ря­да­ми ох­ра­нит. и эро­тич. ха­рак­те­ра, ме­ста­ми – жерт­во­при­но­ше­ния­ми; гл. сва­деб­ный пир по­сле вен­ча­ния – де­ле­жом ка­ра­вая и др. еды, раз­ры­ва­ни­ем сва­деб­но­го де­ре­ва, пес­ня­ми и тан­ца­ми, иг­ра­ми, спор­тив­ны­ми со­стя­за­ния­ми и т. п. Час­то мо­ло­дые не уча­ст­во­ва­ли в пи­ре, а при­сут­ст­во­ва­ли за ним мол­ча. По­сле пи­ра или во вре­мя его их от­во­ди­ли в спаль­ню – обыч­но хо­лод­ную гор­ни­цу, кла­до­вую, клеть, на се­но­вал и т. п. (ино­гда брач­ная ночь про­ис­хо­ди­ла сразу по­сле по­молв­ки в до­ме не­вес­ты или, напротив, дли­тель­ное вре­мя спус­тя по­сле С.). Во вре­мя брач­ной но­чи спаль­ню ох­ра­нял друж­ка или др. чи­ны (им же мог­ла быть по­ру­чена де­фло­ра­ция не­вес­ты), мо­ло­дых окли­ка­ли, за ни­ми под­смат­ри­ва­ли, уст­раи­ва­ли шум, тан­цы и пес­ни эро­тич. содер­жа­ния. Осо­бое зна­че­ние при­да­ва­лось де­мон­ст­ра­ции дев­ст­вен­но­сти не­вес­ты и пер­вым дей­ст­ви­ям мо­ло­дой в но­вом до­ме (ме­те­ние по­ла, замешивание теста, по­ход к ко­лод­цу и т. п.). После С. молодые обычно посещали родителей невесты; ино­гда мо­ло­дая на пер­вое вре­мя по­сле С. воз­вра­ща­лась в ро­ди­тель­ский дом. Окон­ча­тель­но её ин­кор­по­ра­ция в но­вую се­мью со­вер­ша­лась с ро­ж­де­ни­ем у неё пер­во­го ре­бён­ка (см. Ро­диль­ные об­ря­ды).

Лит.: Брак у на­ро­дов Цен­траль­ной и Юго-Вос­точ­ной Ев­ро­пы. М., 1988; Брак у на­ро­дов За­пад­ной и Юж­ной Ев­ро­пы. М., 1989; Брак у на­ро­дов Се­вер­ной и Се­ве­ро-За­пад­ной Ев­ро­пы. М., 1990; Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья / Отв. ред. и авторы комментариев Н.С. Полищук, Т.С. Макашина. М., 1993; Гу­ра А. В. Брач­ная ночь // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1995. Т. 1; он же. Ка­нун свадь­бы // Там же. М., 1999. Т. 2; он же. Сва­деб­ный об­ряд // Там же. М., 2009. Т. 4; он же. Сва­деб­ный пир // Там же.

  • СВА́ДЬБА комплекс обрядов, отмечающих заключение брака (2015)
Вернуться к началу