Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́МА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 582

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

Ю́МА (юман­ские на­ро­ды), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на юго-за­па­де США (шта­ты Ари­зо­на, юго-вос­ток Ка­ли­фор­нии и Не­ва­ды). Чис­лен­ность 10,1 тыс. чел., из них 2,4 тыс. ме­ти­сов (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в ре­зер­ва­ци­ях в ниж­нем [соб­ст­вен­но юма (кве­чан, са­мо­на­зва­ние – квца­ан) – 3,5 тыс. чел., резервация Форт-Юма (Ка­ли­фор­ния и юго-за­пад Ари­зо­ны); ко­ко­па (ква­па; са­мо­наз­ва­ние – ха­виллх-квньча­ваай) – 1 тыс. чел., ре­зер­ва­ция Ист-Ко­ко­па и Уэст-Ко­ко­па (Ари­зо­на)] и ср. [мо­ха­ве (ха­мак­хав) – 1,9 тыс. чел., ре­зер­ва­ция Форт-Мо­ха­ве и Ко­ло­ра­до-Ри­вер (Ка­ли­фор­ния и Ари­зо­на); ва­ла­паи (са­мо­наз­ва­ние – хвал-пай – «лю­ди со­сны») – 2 тыс. чел., ре­зер­ва­ция Хуа­ла­пай (Ари­зо­на); ха­ва­су­паи (само­наз­ва­ние – хавсув-баая – «лю­ди зе­лё­ной/го­лу­бой во­ды») – 0,8 тыс. чел., резервация Ха­ва­су­пай (Ари­зона); ява­паи («лю­ди с вос­хо­да») – 0,5 тыс. чел., 5 ре­зер­ва­ций в центр. час­ти шта­та Ари­зо­на] те­че­нии Ко­ло­ра­до и по ре­кам Хи­ла и Солт-Ри­вер [ма­ри­ко­па (са­мо­наз­ва­ние пии­паш – «лю­ди») – 0,5 тыс. чел., ре­зер­ва­ция Солт-Ри­вер и Хи­ла-Ри­вер (Ари­зо­на)]; ко­ко­па так­же про­жи­ва­ют на се­ве­ро-за­па­де Мек­си­ки (шта­ты Ниж­няя Ка­ли­фор­ния и Со­но­ра). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, часть со­хра­ня­ет юман­ские язы­ки ко­чи­ми-юман­ской се­мьи (ва­ла­паи – 805 чел., ха­ва­су­паи – 580 чел., юма, или кве­чан­ский, – 400 чел., ко­ко­па – 300 чел., мо­ха­ве – 210 чел., ява­паи – 190 чел., ма­ри­ко­па – 100 чел.); пись­мен­но­сти на осн. лат. гра­фи­ки. Ве­рую­щие – про­тес­тан­ты (пре­сви­те­риа­не, ад­вен­ти­сты, бап­ти­сты), ка­то­ли­ки, мор­мо­ны, при­вер­жен­цы тра­диц. куль­тов.

В тра­диц. куль­ту­ре име­ют­ся чер­ты ин­дей­цев Юго-За­па­да Сев. Аме­ри­ки и Ка­ли­фор­нии. Де­лят­ся на Ю. дель­ты (ко­ко­па), реч­ных (кве­чан, мо­ха­ве, ма­ри­ко­па) и гор­ных Ю. (ха­ва­су­паи, ва­ла­паи, ява­паи). За­ни­ма­лись в осн. бо­гар­ным зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль-те­па­ри, бо­бы, ты­к­ва, ар­буз, мус­кус­ная ды­ня), со­би­ра­тель­ст­вом (пло­ды мес­ки­то­во­го де­ре­ва), ры­бо­лов­ст­вом; охо­та иг­ра­ла не­боль­шую роль по при­чи­не ску­до­сти пус­тын­ной фау­ны. Бы­ли из­вест­ны пле­те­ние кор­зин, гон­чар­ст­во. Боль­шие се­мьи на­се­ля­ли агам­ные по­се­ле­ния-ран­че­рии. Жи­ли­ще – ви­ки­ап и стол­бо­вой на­вес (ра­мо­да) с зем­ля­ной кры­шей и час­то под­ня­тым по­лом, у ма­ри­ко­па – круг­лые до­ма; для па­ро­вых бань строи­ли по­лу­зем­лян­ки. Де­ли­лись на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (мо­ха­ве, ма­ри­ко­па, кве­чан, ко­ко­па) или гео­гра­фич. груп­пы-об­щи­ны (ва­ла­паи, ява­паи, мо­ха­ве). Брак пат­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ко­ва­лась по­ли­ги­ния. Су­ще­ст­во­ва­ли во­ен. во­ж­ди (ява­паи). В ос­но­ве ре­лиг. пред­став­ле­ний – ве­ра в бо­же­ст­ва, на­сы­лаю­щих ви­де­ния и от­вет­ст­вен­ных за рож­де­ние и смерть. Был рас­про­стра­нен ша­ма­низм. При­ме­ня­лась кре­ма­ция по­кой­ни­ков.

Юма. Индеец явапаи. Фото 1880-х гг. Национальные антропологические архивы (Сьюитленд, США).

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 16 в., ва­ла­паи, ява­паи, часть мо­ха­ве и др. ос­та­ва­лись изо­ли­ро­ван­ны­ми до сер. 19 в. Ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в меж­пле­мен­ных столк­но­ве­ни­ях (ма­ри­ко­па в сою­зе пи­ма про­ти­во­стоя­ли боль­шин­ст­ву Ю.). От­кры­тие зо­ло­та в сер. 19 в. при­ве­ло к столк­но­ве­ни­ям с по­се­лен­ца­ми (ва­ла­паи, ява­паи, мо­ха­ве). С 1860-х до 1970-х гг. пе­ре­се­ля­лись в ре­зер­ва­ции. С 1930-х гг. у Ю. по­яв­ля­ют­ся вы­бор­ные пле­мен­ные пра­ви­тель­ст­ва. В 1960–70-х гг. до­би­лись уве­ли­че­ния ре­зер­вац. зе­мель и вы­плат от пра­ви­тель­ст­ва (ха­ва­су­паи, ва­ла­паи).

Лит.: Forbes J. D. Warriors of the Colorado: The Yumans of the Quechan Nation and their neighbors. Norman, 1965; Handbook of North American Indians. Wash., 1983. Vol. 10.

Вернуться к началу