Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮЙГУ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 574-575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЮЙГУ́, жёл­тые уй­гу­ры (са­мо­на­зва­ние – са­рыг югур, монг. – ша­ра югур, ши­ра югур), тюрк. на­род в Сев. Ки­тае. Чис­лен­ность 14,4 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. по сев. от­ро­гам хреб­та Ци­лянь­шань в Су­нань-Югур­ском ав­то­ном­ном у. гор. ок­ру­га Чжанъе в пров. Гань­су. 4,6 тыс. чел. го­во­рят на са­рыг-югур­ском яз. ха­кас. груп­пы тюрк­ских язы­ков (зап. Ю.), 2,8 тыс. чел. – на ши­ра-югур­ском яз. юж. груп­пы мон­голь­ских язы­ков (вост. Ю.); не­ко­то­рые груп­пы – на кит. и ти­бет. язы­ках. Ве­рую­щие в осн. при­вер­жен­цы ти­бет­ско­го буд­диз­ма.

Пред­ки Ю. в 7–8 вв. пе­ре­се­ля­лись из бас­сей­на р. Се­лен­га, по­сле раз­гро­ма Уй­гур­ско­го ка­га­на­та (840) кыр­гы­за­ми ени­сей­ски­ми – из Тур­фан­ско­го оа­зи­са в Синь­цзя­не. В сер. 9 в. соз­да­ли своё го­су­дар­ст­во. В их со­став во­шли груп­пы тюр­ге­шей, тан­гу­тов, мон­го­лов, ти­бет­цев. С 1020-х гг. вое­ва­ли с тан­гу­та­ми и в 1036 бы­ли под­чи­не­ны гос-ву Си Ся. В 1696 вклю­че­ны в со­став им­пе­рии Цин. До нач. 18 в. поль­зо­ва­лись уй­гур­ским пись­мом, до сер. 20 в. – ти­бет­ским пись­мом.

Семья юйгу в Ланьчжоу (1944). Характерны женские конические шляпы с полями, обшитыми мехом; спускающиеся на грудь широкие полосы (кембеш) с серебряными медальонами, кольцевидные серьги (сырга), вышиты...

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Азии. Гор­цы (таг­лык) раз­во­дят овец, коз, ко­ров, верб­лю­дов, ло­ша­дей; степ­ня­ки (ой­лыг) за­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (про­со, чу­ми­за), вы­ра­щи­ва­ют ого­род­ные и бах­че­вые куль­ту­ры. Со­хра­ня­ют­ся охо­та, со­би­ра­тель­ст­во, тра­диц. ре­мёс­ла – из­го­тов­ле­ние ков­ров, кошм (йы­нак) и др. Жи­ли­ще у таг­лык – че­ты­рёх­уголь­ная вой­лоч­ная па­лат­ка, у ой­лыг – гли­но­бит­ный дом с пло­ской кры­шей с внутр. дво­ром (иш­ке­ра­гыл), ку­да вы­хо­ди­ли ок­на и две­ри всех по­ме­ще­ний. Жи­лое по­ме­ще­ние (чот­кан) ота­п­ли­ва­ет­ся ка­ном, на­про­тив вхо­да по­ме­ща­ет­ся ал­тарь (кун­чжоу) с изо­бра­же­ния­ми Буд­ды (пыр­кан) и мо­лель­ная ни­ша (чун­кур). Муж­чи­ны но­сят шта­ны (йум), ле­во­за­паш­ные шёл­ко­вую курт­ку (ох­сох­тын) и су­кон­ный ха­лат (тон), под­вя­зан­ный ку­ша­ком (кур); жен­щи­ны – ша­ро­ва­ры с при­кре­п­лён­ны­ми к ним туф­ля­ми (кхэй), ниж­ний (эр­хкэ­тон) и верх­ний (йа­ны­тон) ха­ла­ты, на го­ло­ве – ко­нич. вой­лоч­ную шля­пу с пуч­ком крас­ных шёл­ко­вых ни­тей на ма­куш­ке (чжа­ла) и уз­ки­ми по­ля­ми, об­ши­ты­ми по­лос­ка­ми ме­ха или чёр­но­го бар­ха­та; шля­па под­вя­зы­ва­ет­ся под под­бо­род­ком лен­той (са­кал­хтык); на грудь спус­ка­ют­ся две ши­ро­кие, рас­ши­тые ко­рал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми лен­ты (кем­беш), на спи­ну – лен­та (тхун­де­сык) дли­ной ок. 2 м (её ко­нец за­ты­ка­ет­ся за по­яс), об­ши­тая круг­лы­ми ра­ко­ви­на­ми (тхун), при­ве­зён­ны­ми с оз. Ку­ку­нор. Осн. пи­ща – суп с лап­шой (мен­се­мен), про­ся­ная (сок­па се­мен) или ри­со­вая (ми­тан) ка­ша. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (в т. ч. монг. и кыр­гыз­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния), со­став­ляю­щие 7 объ­е­ди­не­ний (джи­ты ох­так). Брак мо­но­гам­ный; прак­ти­ко­ва­лись ко­лы­бель­ный сго­вор, брач­ный вы­куп (ка­лын). Поч. по­гре­бе­ние вклю­ча­ет тру­посо­жже­ние с за­хо­ро­не­ни­ем пе­п­ла в зем­ле. Мн. Ю. по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в мо­на­сты­рях. До сер. 20 в. су­ще­ст­во­вал культ не­бес­но­го бо­же­ст­ва Кхан Те­ны­ра. Фольк­лор – сказ­ки, ис­то­рич. пре­да­ния, пес­ни.

Лит.: Те­ни­шев Э. Р. Юй­гу // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965.

Вернуться к началу