Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯНОМА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 715-716

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский

ЯНОМА́МА (яно­мам, яно­ма­ме, яно­ма­ми, яно­мае, яноа­ма, гуа­и­ка, са­ма­та­ри, са­ма­та­ли, ша­ма­та­ри, ко­ба­ли, ко­ба­ри; са­мо­на­зва­ние – яно­ма­ми то­эпоэ, букв. – че­ло­ве­че­ские су­ще­ст­ва), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов в Юж. Аме­ри­ке. Жи­вут на плос­когорь­ях в вер­ховь­ях рек Па­ра­гуа, Кау­ра, Ори­но­ко, Ура­ри­ку­эра и левых при­то­ков Риу-Не­гру на юге Ве­не­су­элы (юг шта­та Ама­со­нас и юго-за­пад шта­та Бо­ли­вар) и се­ве­ре Бра­зи­лии (се­вер шта­та Ама­зонас и се­вер шта­та Ро­рай­ма). Го­во­рят на яно­мам­ских язы­ках, пись­мен­но­сти на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же исп. и пор­туг. язы­ки. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ок. 20% – хри­стиа­не (в т. ч. про­тес­тан­ты ок. 9%).

Вклю­ча­ют: собст­вен­но яно­ма­ма (гуа­а­ри­бо, па­ра­ури, су­ра­ра, шу­ри­ма) – в рай­оне Сер­ра-Име­ри, Сер­ра-Та­пи­ра­пе­ку и Сер­ра-Па­ри­ма, в вер­ховь­ях рек Ори­но­ко, Сья­па, Ятуа (Ве­не­су­эла – 9,6 тыс. чел., 2011, пе­ре­пись), Ма­ра­уя, Риу-Пре­ту, Па­да­уй­ри и на пра­во­бе­ре­жье Ура­ри­ку­эры (Бра­зи­лия – 24 тыс. чел., 2017, оцен­ка); са­ну­ма (са­не­ма, са­ни­ма, тса­ну­ма, чи­ри­ча­но) – к се­ве­ру от Сер­ра-Па­ри­ма (1,4 тыс. чел. в Ве­не­су­эле и 1 тыс. чел. в Бра­зи­лии); ни­нам (янам, ява­пе­ри, ява­ри, кри­ча­на, кас­ра­паи, ка­са­па­ре) – в вер­ховь­ях Па­ра­гуа (Ве­несуэла – 0,4 тыс. чел.) и по р. Ура­ри­капа­ра (Бра­зи­лия – 0,6 тыс. чел.); яроа­моэ (жа­ва­ри, ява­ри) в Бра­зи­лии (0,4 тыс. чел.).

Мужчина яномама во время праздника поспевших бананов. Река Окамо (верховья Ориноко), Венесуэла (Амасонас). Фото 2011. Фото А.А. Матусовского

Пер­во­на­чаль­но жи­ли в го­рах Сер­ра-Па­ри­ма и вер­ховь­ях Ори­но­ко, от­куда рас­се­ля­лись с 19 в. Пер­вые кон­так­ты с при­шлым на­се­ле­ни­ем в Бра­зи­лии с 1-й пол. 20 в., в Ве­не­су­эле – с нач. 1950-х гг.; по­сто­ян­ные – с 1960-х гг. Со­хра­ня­ют­ся об­щи­ны, не имею­щие пря­мых кон­так­тов с не­ин­дей­ским на­се­ле­ни­ем. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, ана­на­сы, ба­на­ны, пер­си­ко­вая паль­ма; у со­сед­них на­ро­дов пе­ре­ня­ли куль­ту­ру и об­ра­бот­ку горь­ко­го ма­нио­ка), охо­той (с по­мо­щью лу­ков и стрел и ру­жей), ры­бо­лов­ст­вом (в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем рас­тит. яда), со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­то пле­те­ние (кор­зи­ны, га­ма­ки), ра­нее – из­го­тов­ле­ние ло­док из ко­ры. По­се­ле­ние – коль­це­вой од­но- или дву­скат­ный на­вес (ша­бо­но, ша­поно), ок­ру­жаю­щий центр. пло­щадь, пред­на­зна­че­но для ро­до­вой об­щи­ны (до 300 чел.); из­вест­ны круг­лый (вер­хо­вья Ори­но­ко и бас­сейн р. Па­ри­ма) или пря­мо­уголь­ный (Ори­но­ко и Ока­мо) боль­шой дом с пле­тё­ны­ми сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, и кры­шей из паль­мо­вых ли­сть­ев, от­кры­тые на­ве­сы. По­се­ле­ния управ­ля­ют­ся во­ж­дя­ми (ту­ша­уа), от­сто­ят друг от дру­га на неск. км. Бы­ли во­ин­ст­вен­ны; кон­флик­ты ме­ж­ду груп­па­ми про­ис­хо­ди­ли ча­ще все­го из-за кра­жи жен­щин. Прак­ти­ко­ва­лась по­ли­ги­ния. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный или би­ли­ней­ный. Оде­ж­да у муж­чин – шнур во­круг поя­са, у жен­щин – пе­ред­ник; рас­про­стра­не­ны ук­ра­ше­ния из птичь­их перь­ев, рас­крас­ка ли­ца и те­ла. В пе­ри­од со­зре­ва­ния пло­дов пер­си­ко­вой паль­мы, ба­на­нов уст­раи­ва­ют празд­ни­ки пло­до­ро­дия. Раз­вит ша­ма­низм. В ри­туа­лах ис­поль­зу­ют гал­лю­ци­но­ген­ные сред­ст­ва из смо­лы или кам­бия ви­ро­лы ли­бо се­мян ана­де­нан­те­ры (сем. бо­бо­вых), та­бак (свёр­ну­тые ли­стья за­кла­ды­ва­ют за ниж­нюю гу­бу). Мес­та­ми со­хра­ня­ет­ся эн­до­кан­ни­ба­лизм. Су­ще­ст­ву­ет бо­га­тая ми­фо­ло­гия: сю­же­ты о про­ис­хо­ж­де­нии Я. из лун­ной кро­ви (в Ве­не­су­эле) или от сою­за де­ми­ур­га Ома­мы и до­че­ри реч­но­го чу­до­ви­ща (в Бра­зи­лии), о бра­ке зем­но­го юно­ши и де­вуш­ки-звез­ды, о мно­го­уров­не­вом уст­рой­ст­ве ми­ра и др. Все­мир­но из­вес­тен вождь Я. и бо­рец за их пра­ва Да­ви Ко­пе­на­ва.

Лит.: Би­ок­ка Э. Яноа­ма. М., 1972; Grossa Di­no J. Shori, camiё ya jama=Amigo, quiero vi­sitarte. Caracas, 1975; Smole W. J. The Yanoama Indians: A cultural geography. Austin, 1976; Chagnon N. A. Ynomamö. 5th ed. Fort Worth, 1997.

Вернуться к началу