Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНОПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 496-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Тендрякова

ЭТНОПСИХОЛО́ГИЯ (от греч. ἔθνος – на­род, пле­мя и пси­хо­ло­гия), на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, ста­вя­щее це­лью ис­сле­до­ва­ние пси­хо­ло­гии на­ро­дов. Э. воз­ник­ла как меж­дис­ци­п­ли­нар­ный син­тез пси­хо­ло­гии с фи­ло­со­фи­ей, лин­гвис­ти­кой и эт­но­ло­ги­ей. По­ня­тие Э. бы­ло вве­де­но Г. Г. Шпе­том («Вве­де­ние в эт­ни­че­скую пси­хо­логию», 1927). Её пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми бы­ли на­прав­ле­ния, за­яв­лен­ные в «Жур­на­ле пси­хо­ло­гии на­ро­дов и язы­ко­зна­ния» («Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft», 1860–90), вы­пус­кае­мом нем. лин­гвис­та­ми М. Ла­ца­ру­сом и Х. Штейн­та­лем, с раз­вер­нув­шей­ся на его стра­ни­цах дис­кус­си­ей о пу­тях изу­че­ния ду­хов­ной жиз­ни на­ро­да, и в «Пси­хо­ло­гии на­ро­дов» В. Вунд­та.

Пред­ме­том Э. вы­сту­па­ет на­дын­ди­ви­ду­аль­ная пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, т. е. со­ци­аль­ные фе­но­ме­ны и «кол­лек­тив­ные пе­ре­жи­ва­ния» как про­дукт меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний, ко­то­рые не при­над­ле­жат отд. че­ло­ве­ку и не сво­дят­ся к сум­ме ин­ди­ви­дуаль­ных пе­ре­жи­ва­ний.

По Г. Г. Шпе­ту, Э. – опи­са­тель­ная дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая со­ци­аль­ные ти­пы и «ду­хов­ную кол­лек­тив­ность» лю­дей, при­над­ле­жа­щих к од­ной со­цио­куль­тур­ной общ­но­сти; от­ра­же­ние ис­то­рич. и по­ли­тич. про­цес­сов в по­все­днев­ных нор­мах, сфе­ре ком­му­ни­ка­ции и, глав­ное, от­но­ше­ние лю­дей к сво­ей куль­ту­ре (язы­ку, нра­вам, ре­ли­гии, ис­то­рич. на­сле­дию). Па­рал­лель­но Э., но в ином клю­че, про­бле­ма со­цио­куль­тур­ной обу­слов­лен­но­сти пси­хи­ки че­ло­ве­ка (выс­шие пси­хич. функ­ции и пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­мы ин­те­рио­ри­за­ции как пре­об­разо­ва­ния куль­ту­ры в мир лич­но­сти) ста­ви­лась Л. С. Вы­гот­ским, А. Л. Ле­он­ть­е­вым, А. Р. Лу­ри­ей в рам­ках за­ро­ж­даю­щей­ся куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии.

По­сле рас­стре­ла Г. Г. Шпе­та в 1937 Э. в СССР бы­ла на де­ся­ти­ле­тия пре­да­на заб­ве­нию. На за­па­де ана­ло­гич­ное на­прав­ле­ние раз­ви­ва­лось в рам­ках пси­хо­ло­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии и в кросс­куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ни­ях. В отеч. нау­ке с 1980-х гг. про­бле­ма­ти­ка Э. вновь ока­за­лась в цен­тре на­уч. ин­те­ре­сов пре­ж­де все­го куль­тур­но-ис­то­рич. пси­хо­ло­гии, в ко­то­рой ши­ре, чем в Э., пред­став­лен пред­мет ис­сле­до­ва­ния. В ней гл. обр. изу­ча­ют­ся гло­баль­ные за­ко­но­мер­но­сти куль­тур­но-ис­то­рич. обу­слов­лен­но­сти пси­хи­ки че­ло­ве­ка (про­бле­ма «пред­став­лен­но­сти куль­ту­ры в пси­хи­ке» – М. Ко­ул, 1997) и учи­ты­ва­ют­ся мно­го­об­ра­зие эт­но­куль­тур­ных фе­но­ме­нов и со­ци­аль­но-ис­то­рич. ва­риа­тив­ность пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей. Всё боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся изу­че­нию эт­но/со­цио­ти­пич. про­яв­ле­ний лич­но­сти, ко­гда че­ло­век вы­сту­па­ет как но­си­тель тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и норм, пред­став­лен­ных в его куль­ту­ре, а так­же со­цио­куль­тур­ной ва­риа­тив­но­сти ког­ни­тив­ных про­цес­сов.

На­дын­ди­видуаль­ные (над­соз­натель­ные) яв­ле­ния по­ни­ма­ют­ся как ус­во­ен­ные субъ­ек­том сте­рео­ти­пы ти­пич­но­го для дан­ной общ­но­сти по­зна­ния и по­ве­де­ния, влия­ние ко­то­рых на его по­ве­де­ние ак­ту­аль­но не осоз­на­ёт­ся субъ­ек­том и не кон­тро­ли­ру­ет­ся им (А. Г. Ас­мо­лов, 2007). Идеи Г. Г. Шпе­та и Л. С. Вы­гот­ско­го о куль­тур­но-ис­то­рич. обу­слов­лен­но­сти пси­хи­ки че­ло­ве­ка и ро­ли пси­хо­ло­гич. фак­то­ра в ис­то­рич. про­цес­се на­шли своё про­дол­же­ние в раз­ра­ба­ты­вае­мом с сер. 1980-х гг. ис­то­ри­ко-эво­лю­ци­он­ном под­хо­де к по­ни­ма­нию че­ло­ве­ка (Ас­мо­лов).

Лит.: Ко­ул М., Скриб­нер С. Куль­ту­ра и мыш­ле­ние. М., 1977; Ас­мо­лов А. Г. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия и кон­ст­руи­ро­ва­ние ми­ров. М.; Во­ро­неж, 1996; он же. Пси­хо­ло­гия лич­но­сти. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ское по­ни­ма­ние раз­ви­тия че­ло­ве­ка. 4-е изд. М., 2010; Ко­ул М. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия. М., 1997; Кросс-куль­тур­ная пси­хо­ло­гия: Ис­сле­до­ва­ния и при­ме­не­ние. Хар., 2007; Шпет Г. Г. Вве­де­ние в эт­ни­че­скую пси­хо­ло­гию. 2-е изд. М., 2010; Сте­фа­нен­ко Т. Г. Эт­ноп­си­хо­ло­гия. 5-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу