ЭТНИ́ЧНОСТЬ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭТНИ́ЧНОСТЬ, свойство этнической общности (народа), заключающееся в культурно-языковых характеристиках и наличии у её членов этнич. идентичности. Э. отражается в одном или нескольких названиях народа (см. Этнонимика) и выражается в разделяемых членами общности представлениях об общем историч. происхождении, в т. ч. о связанной с ним территории и наличии в прошлом или настоящем общих политич. институтов (напр., государственности, разл. форм автономии), а также в стремлении создать эти институты. Как форма социальной организации культурных (Ф. Барт) и др. различий, Э. предполагает существование отличит. черт (характеристик) как средств дифференциации групп (хозяйств. специализация, религия, язык, одежда, пища и др. черты культуры, которыми члены данной группы отличают её от др. групп). Э. формируется и существует в контексте социального опыта, под влиянием которого Э. группы или индивида может меняться, а также иметь множественный характер (отражать принадлежность одновременно к нескольким общностям). Она может пребывать в латентном состоянии, но мобилизуется и используется для повышения социальной мобильности данной этнич. группы, преодоления конкуренции, доминирования и социального контроля со стороны, оказания взаимных услуг и солидарного поведения внутри группы, продвижения политич. позиций и др. (см. Мобилизация этническая).
Понятие Э. подчёркивает подвижный и сложный характер этнич. общности в противоположность представлению о ней как о гомогенной и статичной группе. В ряде стран, прежде всего в России и др. странах быв. СССР, Э. придаётся особая значимость вплоть до её офиц. регистрации государством и построения государственности с учётом этнич. фактора (см. в ст. Национализм). Совр. науч. подходы признают субъективную и процессуальную (социально конструируемую – см. Конструктивизм) природу Э., как и любой др. формы групповой социальной идентичности. Э. в этом случае рассматривается в системе социальных отношений и ситуативной зависимости на разных уровнях: на транснациональном уровне мировых систем («культурные миры», диаспоры), в рамках наций-государств с позиций «внутреннего колониализма» (аборигенные народы, «непредставленные» народы) или «структурного насилия» (этнич. дискриминация), на межгрупповом уровне в контексте теории культурной границы (межэтнич. отношения и этнич. конфликты) и на внутригрупповом – в рамках психологич. теорий символич. и демонстративной Э., стигматизированных идентичностей и психосемантич. образов в картине мира (этнич. стереотипы, этнич. мифы и образы, ментальные практики).