Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Тишков

ЭТНИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ (от греч. ἔθνος  – на­род, пле­мя), груп­па лю­дей (на­род), об­ла­даю­щих об­щим са­мо­соз­на­ни­ем (эт­нич. иден­тич­но­стью), а так­же обыч­но об­щи­ми язы­ком и чер­та­ми куль­ту­ры. На­ли­чие эт­нич. иден­тич­но­сти счи­та­ет­ся гл. при­зна­ком Э. о., на ос­но­ве кото­ро­го скла­ды­ва­ет­ся са­ма общ­ность и от­ли­чаю­щие её те или иные ха­рак­те­ри­сти­ки (эт­нич­ность). В ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся св. 5 ты­с. Э. о. чис­лен­но­стью от не­сколь­ких со­тен (ижора, караи­мы, се­ту, эн­цы и др. в Рос­сии) до ста и бо­лее млн. чел. (рус­ские, ки­тай­цы, хин­ду­стан­цы и др.). Це­ло­ст­ность Э. о. под­дер­жи­ва­ет­ся ха­рак­те­ром рас­се­ле­ния и чис­лен­но­стью на­ро­да, внут­ри­груп­по­вой брач­но­стью (эн­до­га­ми­ей), а так­же со­ци­аль­ным и об­ществ.-по­ли­тич. ста­тусом чле­нов Э. о. Её раз­мы­ва­нию и да­же ис­чез­но­ве­нию спо­соб­ст­ву­ют разл. фор­мы куль­тур­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния (см. в ст. Ас­си­ми­ля­ция), а так­же пря­мое или кос­вен­ное на­си­лие в от­но­ше­нии чле­нов Э. о. (эт­но­цид). Э. о. мо­гут сбли­жать­ся с др. ти­па­ми общ­но­стей: их при­зна­ки при­об­ре­та­ют груп­пы, объ­е­ди­нён­ные общ­но­стью ре­ли­гии (эт­но­кон­фес­сио­наль­ные общ­но­сти, напр. кря­ше­ны, ези­ды, коп­ты), ра­со­вой от­ли­чи­тель­но­стью (эт­но­ра­со­вые общ­но­сти, напр. аф­роа­ме­ри­кан­цы), со­ци­аль­но-проф. ста­ту­сом (кас­ты). Э. о. от­лич­ны от гражд. на­ций, од­на­ко на­ли­чие у на­ции куль­тур­ной от­ли­чи­тель­но­сти так­же сбли­жа­ет её с Э. о. В сов. эт­но­ло­гии (Ю. В. Бром­лей и др.) бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка клас­си­фи­ка­ции Э. о. по так­со­но­мич. уров­ням (эт­нос, ме­та­эт­нич. общ­ность, су­бэт­нич. груп­па, эт­но­гра­фич. груп­па); ко­рен­ное по­ня­тие «эт­нос» трак­то­ва­лось в тра­ди­ци­ях при­мордиа­лиз­ма; ны­не эта клас­си­фи­ка­ция при­зна­ёт­ся боль­шин­ст­вом эт­но­ло­гов ус­та­рев­шей, так как Э. о. ока­зы­ва­ют­ся ча­ще по­ли­тич. и ин­тел­лек­ту­аль­ным кон­ст­рук­том (см. в ст. Кон­струк­ти­визм), а но­си­те­ли эт­нич. иден­тич­но­сти об­ла­да­ют слож­ным и по­движ­ным са­мо­со­зна­ни­ем.

Лит.: Smith A. The ethnic origins of nations. N. Y., 1987; Тиш­ков В. А. Ре­к­ви­ем по эт­но­су. Ис­сле­до­ва­ния по со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии. М., 2003; Эт­ни­че­ские груп­пы и со­ци­аль­ные гра­ни­цы. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция куль­тур­ных раз­ли­чий / Под ред. Ф. Бар­та. М., 2006; Бру­бей­кер Р. Эт­нич­ность без групп. М., 2012.

Вернуться к началу