Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́НТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 749-750

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. П. Соколова

ХА́НТЫ (са­мо­на­зва­ние се­вер­ных Х. – хан­ти, хан­тэ; вос­точ­ных – хан­тах, кан­тэх, кан­тэк; юж­ных – хан­дэ; не­нец­кое ха­би, ко­ми-зы­рян­ское ег­ра, та­тар­ское уш­тек, эш­тек, ис­тек, ус­тар. рус­ское – ос­тя­ки), на­род груп­пы об­ских уг­ров в Рос­сии. Жи­вут в бас­сей­не ниж­ней Оби и в ни­зовь­ях Ир­ты­ша. Чис­лен­ность 30,9 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись), из них в Тю­мен­ской обл. 29,3 тыс. чел. (в т. ч. в Хан­ты-Ман­сий­ском ав­то­ном­ном ок­ру­ге – Юг­ра 19,1 тыс. чел., в Яма­ло-Не­нец­ком АО – 9,5 тыс. чел.). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 9,5 тыс. чел. со­хра­ня­ют хан­тый­ский язык; рас­про­стра­не­ны так­же не­нец­кий и ко­ми язы­ки. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

По дан­ным линг­ви­сти­ки, раз­де­ле­ние пред­ков Х. и ман­си про­изош­ло в нач. 1-го тыс. до н. э. В 1-м тыс. н. э. офор­ми­лись ло­каль­ные груп­пы Х.: се­вер­ные – в Ниж­нем и Ср. При­обье (орон­тур­ский тип па­мят­ни­ков), юж­ные – в Ниж­нем и Ср. При­ир­ты­шье (пот­че­ваш­ская куль­ту­ра), уже в сер. 1-го тыс. под­верг­шие­ся тюрк. влия­нию, и вос­точ­ные – сло­жив­шие­ся от взаи­мо­дей­ст­вия сев. и юж. Х. В 11–13 вв. на ниж­нюю Обь (в Юг­ру) про­ник­ли рус­ские (нов­го­род­ские) и ко­ми-зы­рян­ские тор­гов­цы, уси­ли­лись свя­зи с Бул­га­ри­ей Волж­ско-Кам­ской, вы­рос­ла роль пуш­ной охо­ты, им­порт иран­ской, ср.-ази­ат., ви­зант. и зап.-ев­роп. се­реб­ря­ной ут­ва­ри. С 15–17 вв. про­ис­хо­дит вы­тес­не­ние Х. ман­си на вос­ток, где они вытесняют сель­ку­пов, и тюр­ка­ми – на се­вер, где они час­тич­но ас­си­ми­ли­ро­ва­ны нен­ца­ми. У Х. сло­жи­лись пле­ме­на и ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния: Код­ское кня­же­ст­во, Об­дор­ское кн-во (см. в ст. Об­дор­ская зем­ля), Ку­но­ват­ское кн-во (см. в ст. Ля­пин­ское кня­же­ст­во) и др.

Фото Н.В. Лукиной (1), З.П. Соколовой (2) Женский костюм у северных хантов: 1 – летний: платье-рубаха (ернас) из пестряди с полосами аппликации на подоле и манжетах; тканевый халат (сяшкан-сах) с прямыми полами; на ногах – вязаные...

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Си­би­ри (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). На ре­ках Обь, Ир­тыш, Кон­да пре­об­ла­да­ло ры­бо­лов­ст­во (в т. ч. за­пор­ное), на их при­то­ках – охо­та. Бы­ло раз­ви­то оле­не­вод­ст­во: у сев. Х. – круп­но­стад­ное уп­ряж­ное зап.-си­бир­ско­го ти­па (ста­да до 400 го­лов, ме­ри­дио­наль­ные пе­ре­ко­чёв­ки до 1000 км); в та­ёж­ной зо­не (по при­то­кам Оби) – мел­ко­стад­ное (10–30 го­лов) с не­да­лё­ки­ми пе­ре­ко­чёв­ка­ми, в гор­но­та­ёж­ной (Пред­ура­лье) – от­гон­ное с вер­ти­каль­ным ко­че­ва­ни­ем. У юж. Х. бы­ло раз­ви­то жи­вот­но­вод­ст­во и ово­ще­вод­ст­во; глу­бо­кий след в куль­ту­ре Х. ос­та­ви­ло ко­не­вод­ст­во. Ле­том пе­ре­дви­га­лись на долб­лё­ных лод­ках (об­лас) дли­ной до 7 м. Сев. Х. за­пря­га­ли оле­ней в ко­со­ко­пыль­ные нар­ты са­мо­дий­ско­го ти­па. Зим­ние по­се­ле­ния (те­да-пу­гол, тал-пу­гол, тел­лак-пу­гол), за­ни­ма­лись охо­той и под­лёд­ным ло­вом, на­счи­ты­ва­ли обыч­но до 5, у ры­бо­ло­вов боль­ших рек – до 30 хо­зяйств. Су­ще­ст­во­ва­ли ук­ре­п­лён­ные по­се­ле­ния. Жи­ли­ще – по­лу­зем­лян­ка пи­ра­ми­даль­ной фор­мы (мыг-хот) или низ­кий сруб (пау-хот). Се­зон­ное жи­ли­ще кар­кас­ное, кры­тое ко­рой. У сев. оле­не­во­дов бы­ту­ет чум (ёрн-хот). Верх­няя оде­ж­да при­ураль­ско­го (ма­ли­ца – маль­ти, мол­си, мо­лып­си; гусь – кусь, ку­ныш; пар­ка – пор­ха) и зап.-си­бир­ско­го (су­кон­ный ха­лат – сак, жен­ская шу­ба – сах и др.) ти­пов ли­бо ени­сей­ско­го ти­па – из цель­ной шку­ры без бо­ко­вых швов (лё­пы-чоп у вост. Х.). Прак­ти­ко­ва­лась та­туи­ров­ка (осо­бен­но у жен­щин). Де­ли­лись на то­те­мич. фрат­рии и ге­неа­ло­гич. груп­пы, или «па­тро­ни­мии» (сыр, сур, ях, ех, ёх). Фрат­риаль­ное де­ле­ние со­хра­ни­лось у сев. Х. (фрат­рия Пор свя­зы­ва­лась с то­те­мом Мед­ве­дем, Мось – с Гу­сём или Зай­чи­хой). Со­хра­ня­лись ми­фо­ло­гия, пан­те­он бо­гов во гла­ве с не­бес­ным бо­гом Ну­ми-То­ру­мом и бо­ги­ней-пра­ро­ди­тель­ни­цей Кал­тась-эк­ва, культ Не­бес­но­го всад­ни­ка Мир-шэ­ти­ви-хо и др.; ша­ма­низм и об­ряд­ность мед­вежь­е­го празд­ни­ка, свя­ти­ли­ща (ре­гио­наль­ные и ло­каль­ные, напр. куль­то­вый центр фрат­рии Мось в Бе­ло­го­рье; по­сел­ко­вые об­ществ. до­ма, где хра­ни­лись изо­бра­же­ния пред­ков; на­сти­лы для хра­не­ния мед­вежь­их че­ре­пов; до­маш­ние хра­ни­ли­ща свя­тынь – «свя­тые» пол­ки в крас­ном уг­лу и сун­ду­ки на чер­да­ке и др.), изо­бра­же­ния бо­гов, жерт­во­при­но­ше­ния ско­та; зна­чит. роль в об­ря­дах иг­ра­ют др.-вост. се­реб­ря­ные со­су­ды. Фольк­лор вклю­ча­ет ми­фы, ге­ро­ич. эпос, ска­за­ния, бы­лич­ки, сказ­ки, пес­ни; муз. ин­ст­ру­мен­ты – цит­ра (па­нанг-юх), уг­ло­вая ар­фа (то­роп-юх – «жу­равль-де­ре­во»), смыч­ко­вый 1–2-струн­ный (нинь-юх), вар­ган (там­ра). Раз­ви­та ор­на­мен­ти­ка: вы­скаб­ли­ва­ние и тис­не­ние по бе­ре­сте, ап­пли­ка­ция и мо­заи­ка по ме­ху, ров­ду­ге и тка­ни (при­об­ский тип), пле­те­ние из би­се­ра; у юж. Х. су­ще­ст­во­ва­ла вы­шив­ка по по­куп­но­му и тка­но­му из кра­пив­ных ни­тей хол­сту (ром­бы, пар­ные фи­гу­ры птиц и др.).

Лит.: Со­ко­ло­ва З. П. и др. Хан­ты // На­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри. М., 2005.

Вернуться к началу