ХА́НТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́НТЫ (самоназвание северных Х. – ханти, хантэ; восточных – хантах, кантэх, кантэк; южных – хандэ; ненецкое хаби, коми-зырянское егра, татарское уштек, эштек, истек, устар. русское – остяки), народ группы обских угров в России. Живут в бассейне нижней Оби и в низовьях Иртыша. Численность 30,9 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Тюменской обл. 29,3 тыс. чел. (в т. ч. в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра 19,1 тыс. чел., в Ямало-Ненецком АО – 9,5 тыс. чел.). Говорят в осн. по-русски, св. 9,5 тыс. чел. сохраняют хантыйский язык; распространены также ненецкий и коми языки. Верующие – православные.
По данным лингвистики, разделение предков Х. и манси произошло в нач. 1-го тыс. до н. э. В 1-м тыс. н. э. оформились локальные группы Х.: северные – в Нижнем и Ср. Приобье (оронтурский тип памятников), южные – в Нижнем и Ср. Прииртышье (потчевашская культура), уже в сер. 1-го тыс. подвергшиеся тюрк. влиянию, и восточные – сложившиеся от взаимодействия сев. и юж. Х. В 11–13 вв. на нижнюю Обь (в Югру) проникли русские (новгородские) и коми-зырянские торговцы, усилились связи с Булгарией Волжско-Камской, выросла роль пушной охоты, импорт иранской, ср.-азиат., визант. и зап.-европ. серебряной утвари. С 15–17 вв. происходит вытеснение Х. манси на восток, где они вытесняют селькупов, и тюрками – на север, где они частично ассимилированы ненцами. У Х. сложились племена и раннеполитич. образования: Кодское княжество, Обдорское кн-во (см. в ст. Обдорская земля), Куноватское кн-во (см. в ст. Ляпинское княжество) и др.
Традиц. культура типична для народов Зап. Сибири (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). На реках Обь, Иртыш, Конда преобладало рыболовство (в т. ч. запорное), на их притоках – охота. Было развито оленеводство: у сев. Х. – крупностадное упряжное зап.-сибирского типа (стада до 400 голов, меридиональные перекочёвки до 1000 км); в таёжной зоне (по притокам Оби) – мелкостадное (10–30 голов) с недалёкими перекочёвками, в горнотаёжной (Предуралье) – отгонное с вертикальным кочеванием. У юж. Х. было развито животноводство и овощеводство; глубокий след в культуре Х. оставило коневодство. Летом передвигались на долблёных лодках (облас) длиной до 7 м. Сев. Х. запрягали оленей в косокопыльные нарты самодийского типа. Зимние поселения (теда-пугол, тал-пугол, теллак-пугол), занимались охотой и подлёдным ловом, насчитывали обычно до 5, у рыболовов больших рек – до 30 хозяйств. Существовали укреплённые поселения. Жилище – полуземлянка пирамидальной формы (мыг-хот) или низкий сруб (пау-хот). Сезонное жилище каркасное, крытое корой. У сев. оленеводов бытует чум (ёрн-хот). Верхняя одежда приуральского (малица – мальти, молси, молыпси; гусь – кусь, куныш; парка – порха) и зап.-сибирского (суконный халат – сак, женская шуба – сах и др.) типов либо енисейского типа – из цельной шкуры без боковых швов (лёпы-чоп у вост. Х.). Практиковалась татуировка (особенно у женщин). Делились на тотемич. фратрии и генеалогич. группы, или «патронимии» (сыр, сур, ях, ех, ёх). Фратриальное деление сохранилось у сев. Х. (фратрия Пор связывалась с тотемом Медведем, Мось – с Гусём или Зайчихой). Сохранялись мифология, пантеон богов во главе с небесным богом Нуми-Торумом и богиней-прародительницей Калтась-эква, культ Небесного всадника Мир-шэтиви-хо и др.; шаманизм и обрядность медвежьего праздника, святилища (региональные и локальные, напр. культовый центр фратрии Мось в Белогорье; поселковые обществ. дома, где хранились изображения предков; настилы для хранения медвежьих черепов; домашние хранилища святынь – «святые» полки в красном углу и сундуки на чердаке и др.), изображения богов, жертвоприношения скота; значит. роль в обрядах играют др.-вост. серебряные сосуды. Фольклор включает мифы, героич. эпос, сказания, былички, сказки, песни; муз. инструменты – цитра (пананг-юх), угловая арфа (тороп-юх – «журавль-дерево»), смычковый 1–2-струнный (нинь-юх), варган (тамра). Развита орнаментика: выскабливание и тиснение по бересте, аппликация и мозаика по меху, ровдуге и ткани (приобский тип), плетение из бисера; у юж. Х. существовала вышивка по покупному и тканому из крапивных нитей холсту (ромбы, парные фигуры птиц и др.).