Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЭ́ЗЕР

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 637

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

ФРЭ́ЗЕР, Фрей­зер (Frazer) Джеймс Джордж, сэр (1.1.1854, Глаз­го – 7.5.1941, Кем­бридж), брит. ан­тро­по­лог, ре­ли­гио­вед, фи­ло­лог и фольк­ло­рист, чл. Брит. ака­де­мии (1902) и Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го об-ва (1920). В 1914 по­свя­щён в ры­ца­ри. Окон­чил Ун-т Глаз­го (1874) и Три­ни­ти-кол­ледж Кем­бридж­ско­го ун-та (1878). На фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния Ф. ока­за­ли влия­ние фи­ло­со­фы-по­зи­ти­ви­сты О. Конт и Г. Спен­сер. С 1879 чл. Три­ни­ти-кол­лед­жа. В 1907–08 – впер­вые в Ве­ли­ко­бри­та­нии – проф. со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии в Ли­вер­пуль­ском ун-те.

Пер­во­на­чаль­но за­ни­мал­ся ан­тич­ной фи­ло­ло­ги­ей (осн. труд – 6-том­ный ком­мен­ти­ров. пе­ре­вод «Опи­са­ния Эл­ла­ды» Пав­са­ния, 1898), под влия­ни­ем кни­ги Э. Б. Тай­ло­ра «Пер­во­быт­ная куль­ту­ра» об­ра­тил­ся к изу­че­нию ан­тро­по­ло­гии. В кни­гах «То­те­мизм» (1887) и «Зо­ло­тая ветвь» (1890) соз­дал гло­баль­ную схе­му ду­хов­ной ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, вы­дер­жан­ную в ду­хе од­но­ли­ней­но­го эво­лю­цио­низ­ма и ос­но­ван­ную на убе­ж­де­нии в фун­дам. про­ти­во­по­лож­но­сти ра­зу­ма и пред­рас­суд­ка. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков совр. ре­ли­гио­ве­де­ния, Ф. был сре­ди пер­вых учё­ных, рас­смат­ри­вав­ших ре­ли­гию как вид со­ци­аль­ной дея­тель­ности, уй­дя от тео­ло­гич. под­хо­да к ней с точ­ки зре­ния ис­тин­но­сти или лож­но­сти её по­сту­ла­тов. Ис­сле­до­вал свя­зи ме­ж­ду ми­фом и ри­туа­лом. По­ле­ми­зи­руя с ани­ми­стич. тео­ри­ей про­ис­хо­ж­де­ния ре­ли­гии Тай­ло­ра (см. Ани­мизм), Ф. счи­тал, что эво­лю­ция соз­на­ния че­ло­ве­ка про­шла три эта­па. «Пре­ани­ми­сти­че­ский» этап – эпо­ха ма­гии, ко­гда че­ло­век ве­рил не в ду­хов и бо­же­ст­ва, а в без­ли­кие не­из­ме­няе­мые за­ко­ны ми­ро­зда­ния [что сбли­жа­ло эту кар­ти­ну ми­ра с на­уч­ной, но, в от­ли­чие от на­уч. мыш­ле­ния, ма­гия учи­ты­ва­ла не при­чин­но-следств. свя­зи, а внеш­нее по­до­бие («сим­па­ти­че­ская ма­гия») или пред­по­ла­гае­мое взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду яв­ле­ния­ми («кон­та­ги­оз­ная ма­гия»)], ис­поль­зо­вать ко­то­рые мож­но со­вер­шая ма­гич. ри­туа­лы. На сле­дую­щем эта­пе («век ре­ли­гии»), убе­див­шись в оши­боч­но­сти ос­но­ван­но­го на ма­гии ми­ро­ви­де­ния, че­ло­век при­ду­мал бо­же­ст­ва, дей­ст­вую­щие не со­глас­но по­зна­вае­мым за­ко­нам, а по собств. про­из­во­лу и тре­бую­щие по­кло­не­ния. Тре­тья, со­вре­мен­ная, эпо­ха нау­ки, ко­гда че­ло­век стре­мит­ся по­зна­вать и ис­поль­зо­вать се­бе во бла­го объ­ек­тив­ные за­ко­ны при­ро­ды на ос­но­ве не лож­но­го ма­гич. мыш­ле­ния, а вер­но­го на­уч­но­го, ба­зи­рую­ще­го­ся не на ри­туа­ле, а на экс­пе­ри­мен­те.

Кон­цеп­ту­аль­ные по­ло­же­ния Ф. под­верг­ну­ты кри­ти­ке (в ча­ст­но­сти, Э. Ли­чем) или пе­ре­смот­ре­ны (напр., от­но­си­тель­но то­те­миз­ма – К. Ле­ви-Стро­сом). Тем не ме­нее его тру­ды, в осо­бен­но­сти «Зо­ло­тая ветвь», ока­за­ли боль­шое влия­ние на ан­тро­по­ло­гов и фи­ло­со­фов (Л. Ле­ви-Брюль, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Вит­ген­штейн, Б. К. Ма­ли­нов­ский, Э. Э. Эванс-При­чард, М. Элиа­де и мн. др.), пи­са­те­лей и по­этов (А. Тен­ни­сон, Р. Ки­п­линг, У. Б. Йейтс, Дж. Джойс, Д. Г. Ло­уренс, Р. Грейвс, Э. Па­унд, Т. С. Эли­от), раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния (воз­ник­но­ве­ние ри­ту­аль­но-ми­фо­ло­ги­че­ской кри­ти­ки). Тру­ды Ф. да­ли так­же им­пульс ста­нов­ле­нию в сер. 20 в. нео­язы­че­ских куль­тов.

Cоч.: Totemism. Edinburgh, 1887; Totemism and exogamy: A treatise on certain early forms of superstition and society. L., 1910. Vol. 1–4; The Golden bough: A study in magic and religion. 3rd ed. L., 1911–1915. Vol. 1–12; The belief in immortality and the worship of the dead. L., 1913–1924. Vol. 1–3; Folklore in the Old Testament: Studies in comparative religion, legend and law. L., 1918. Vol. 1–3; The magical origin of kings. L., 1920; The worship of nature. L., 1926; Зо­ло­тая ветвь: Ис­сле­до­ва­ние ма­гии и ре­ли­гии. 2-е изд. М., 1986; Фольк­лор в Вет­хом За­ве­те. 2-е изд. М., 1990.

Лит.: Downie R. A. J. G. Frazer: The portrait of a scholar. L., 1940; Vickery J. B. The litera­ry impact of «The golden bough». Princeton, 1973; Ackerman R. J. G. Frazer: his life and work. Camb., 1987; Fraser R. The making of «The golden bough»: The origins and growth of an argument. L., 1990.

Вернуться к началу