Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРОБЕ́НИУС

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 629-630

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ФРОБЕ́НИУС (Frobenius) Лео (29.6.1873, Бер­лин – 9.8.1938, Би­ган­цо­ло, Ита­лия), нем. эт­но­граф-аф­ри­ка­нист, фольк­ло­рист и ар­хео­лог. Из се­мьи прус­ско­го во­ен. ин­же­не­ра (его дед по ма­те­ри – из­вест­ный зоо­лог, ос­но­ва­тель Кёльн­ско­го и ди­рек­тор Бер­лин­ско­го зоо­пар­ков Г. Бо­ди­нус). Был воль­но­слу­ша­те­лем Бре­мен­ско­го и Франк­фурт­ско­го ун-тов. По­чёт­ный проф. (1925). В 1890–1904 со­труд­ни­чал с Бре­мен­ским, Базельским и Лейп­циг­ским эт­но­гра­фич. му­зе­ями. В 1904–35 со­вер­шил 12 экс­пе­ди­ций в Эк­ва­то­ри­аль­ную Аф­ри­ку, со­брал боль­шой ма­те­ри­ал по ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии и ис­то­рии афр. на­ро­дов (кол­лек­ции Ф. на­хо­дят­ся в т. ч. в фон­дах Кун­ст­ка­ме­ры). В 1920 в Мюн­хе­не ос­но­вал Ин-т по мор­фо­ло­гии куль­ту­ры, в 1925 при­об­ре­тён­ный Франк­фур­том-на-Май­не (с 1946 Ин-т Фро­бе­ниу­са при Франк­фурт­ском ун-те им. И. В. Гёте). С 1934 ди­рек­тор Эт­но­гра­фич. му­зея во Франк­фур­те-на-Май­не.

Ф. – ос­но­во­по­лож­ник диф­фу­зио­ни­ст­ской куль­тур­ных кру­гов тео­рии. Он вы­де­лил в Аф­ри­ке древ­ней­ший («ниг­рит­ский») пласт куль­ту­ры, ко­то­рый счи­тал об­щим с ав­ст­ра­лий­ским и древ­ней­ши­ми куль­тур­ны­ми кру­га­ми Океа­нии, бо­лее позд­ние «ин­дий­ский» (Сев. и Сев.-Вост. Аф­ри­ка) и «ма­лай­ско-ниг­рит­ский» (Зап. Аф­ри­ка) и наи­бо­лее по­зд­ний «се­мит­ский» пла­сты (ара­бы Сев. Аф­ри­ки); из сме­ше­ния «ниг­рит­ской» куль­ту­ры с «ма­лай­ско-ниг­рит­ской» и «ази­ат­ски­ми» ро­ди­лась но­вая «аф­ри­кан­ская» куль­ту­ра (ко­жа­ный щит, нож, раз­вив­ший­ся из на­ко­неч­ни­ка ко­пья, му­зы­каль­ный лук, ци­лин­д­ро­ко­нич. хи­жи­на).

Ф. соз­дал тео­рию куль­ту­ры как обо­соб­лен­но­го со­ци­аль­но­го ор­га­низ­ма, воз­ни­каю­ще­го под влия­ни­ем гео­гра­фич. ус­ло­вий и тех или иных ви­дов хо­зяйств. дея­тель­но­сти, но не­за­ви­си­мо от во­ли че­ло­ве­ка, яв­ляю­ще­го­ся толь­ко но­си­те­лем, но не соз­да­те­лем куль­ту­ры. Куль­ту­ра по­доб­на жи­во­му су­ще­ст­ву, на­де­лён­но­му мис­тич. «ду­шой» (Paideuma), ко­то­рая по сво­им внутр. за­ко­нам ро­ж­да­ет­ся, жи­вёт и уми­ра­ет. Раз­ви­вая свою «мор­фо­ло­гию» куль­ту­ры, Ф. вы­де­лял в ней «ана­то­мию» и «фи­зио­ло­гию», де­лил куль­ту­ры на муж­ские и жен­ские; по­яв­ле­ние но­вых эле­мен­тов куль­тур про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те «скре­щи­ва­ния» «муж­ской» и «жен­ской» куль­тур. Ф. раз­ли­чал так­же две пер­вич­ные куль­ту­ры: мат­ри­ар­халь­ную (рус­ские, нем­цы, на­ро­ды Аф­ри­ки) и пат­ри­ар­халь­ную (анг­ло­сак­сы, ара­бы, бер­бе­ры, ро­ман­ские на­ро­ды). Для ми­ро­воз­зре­ния мат­ри­ар­халь­ных куль­тур ха­рак­тер­но «рас­тит. на­ча­ло» и един­ст­во с при­ро­дой, это ми­ро­воз­зре­ние про­сто­ров и эмо­ций; пат­ри­ар­халь­ным на­ро­дам при­су­щи «жи­вот­ное» на­ча­ло, ак­тив­ность в по­ко­ре­нии при­ро­ды, ра­цио­наль­ность и ма­гия. По мне­нию Ф., в ис­то­рии по­пе­ре­мен­но до­ми­ни­ру­ют ли­бо од­ни, ли­бо дру­гие и этот про­цесс сме­ны ли­дер­ст­ва вы­сту­па­ет ис­точ­ни­ком раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва. Со­ответ­ст­вен­но в Аф­ри­ке он раз­ли­чал пат­ри­ар­халь­ную «тел­лу­ри­че­ско-эфи­оп­ско-пат­ри­ар­хальную», воз­ник­шую в зо­не са­ванн, и мат­ри­ар­халь­ную «хто­ни­че­ско-ха­ми­ти­че­скую», поя­вив­шую­ся в Сев. Аф­ри­ке, куль­ту­ры. «Тел­лу­ри­че­ская» куль­ту­ра как бы стре­мит­ся вверх (свай­ные жи­ли­ща и ам­ба­ры, кро­ва­ти на нож­ках, ие­рар­хич. ле­ст­ни­ца воз­рас­тных клас­сов, бо­же­ст­ва, оби­таю­щие в вы­со­ких не­дос­туп­ных мес­тах), «хто­ни­че­ская» – за­рыть­ся в зем­лю (под­зем­ные жи­ли­ща и зер­но­хра­ни­ли­ща, зем­ля­ные пе­чи, ци­нов­ки, идеи о под­зем­ном ми­ре душ и т. д.). Впо­след­ст­вии он раз­де­лял «вос­точ­ный» и «за­пад­ный» ти­пы куль­тур: «Вос­то­ку» при­су­ще «пе­щер­ное» чув­ст­во, не­под­виж­ность, идея не­пре­одо­ли­мой судь­бы, «За­па­ду» – «чув­ст­во да­лё­ко­го», ди­на­мич­ность, идея лич­но­сти и сво­бо­ды.

В кон­це жиз­ни Ф. раз­ви­вал идеи, со­звуч­ные на­ци­ст­ским. На­сле­дие Ф. ока­за­ло влия­ние на идео­ло­гию нег­ри­тю­да.

Соч.: Der Ursprung der Kultur. B., 1898. Bd 1: Der Ursprung der afrikanischen Kulturen; Das Zeitalter des Sonnengottes. B., 1904; Und Afrika sprach. В., 1912–1914. Bd 1–3; Paideuma. Münch., 1921; Atlantis: Volksmärchen und Volksdichtungen Afrikas. Jena, 1921–1928; Das unbekannte Afrika. Münch., 1923; Das ster­bende Afrika. Münch., 1923; Erlebte Erdteile. Fr./M., 1925–1929. Bd 1–7; Kulturgeschichte Afrikas. Z., 1933; Schicksalskunde. Weimar, 1938.

Лит.: L. Frobenius. Lpz., 1933; Jahn J. L. Frobenius: the demonic child. [Austin, 1974]; Коз­лов С. Я. За­пад­ная эт­но­ло­гия и Аф­ри­ка // Кон­цеп­ции за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии. М., 1976; Бютт­нер Т. Л. Фро­бе­ни­ус – ис­сле­дова­тель Аф­ри­ки: дос­ти­же­ния и за­блу­ж­де­ния // Изу­че­ние ис­то­рии Аф­ри­ки. М., 1985; Оль­де­рог­ге Д. А. Л. Фро­бе­ни­ус // Ethnologica Africana. М., 2002; Streck B. L. Frobenius: Afrikaforscher, Ethnologe, Abenteurer. Fr./M., 2014.

Вернуться к началу