Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 462-463

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Искусство фон: 1 – скипетр дагомейского правителя. Дерево, бронза; 2 – панно с аппликацией, изображающей дагомейского правителя в виде льва, побеждающего своих врагов. 1911–12; 3 – ритуальная фигурка ...

ФОН, да­го­мей­цы, вос­точ­ные эве, джед­жи (са­мо­на­зва­ние – фо, фонаво), на­род груп­пы ква на юге Бе­ни­на (круп­ней­шая эт­нич. общ­ность стра­ны; в осн. в де­пар­та­мен­тах Зу, Ат­лан­ти­че­ский и Лит­то­раль) и юго-за­па­де Ни­ге­рии (шта­ты Огун и Ла­гос). Чис­лен­ность 3,5 млн. чел. (2016, оцен­ка). К Ф. близ­ки ма­хи, или ма­хе (0,3 млн. чел., в осн. в деп-те Кол­лин). 65 тыс. Ф. и 50 тыс. махи жи­вут в обл. Пла­то на юге То­го, 20 тыс. Ф. – в Га­бо­не, 15 тыс. Ф. – в Га­не. Го­во­рят на яз. фон (фон­гбе) вет­ви гбе ква язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же франц. яз. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть хри­стиа­не (в осн. ка­то­ли­ки, а так­же ме­то­ди­сты, еван­ге­ли­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки), поя­ви­лись му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Ф. бы­ли эт­нич. ос­но­вой Да­го­меи; по­том­ки ра­бов-Ф. во­шли в со­став мн. амер. на­ро­дов. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся гл. обр. руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ма­ни­ок, ямс, ку­ку­ру­за, мас­лич­ная паль­ма, ка­као). Тра­диц. жи­ли­ще гли­но­бит­ное пря­мо­уголь­ное с дву­скат­ной кры­шей. В ос­но­ве тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – во­ж­де­ст­ва, де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция; рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат и ле­ви­рат. Со­хра­ня­ет­ся ор­на­мен­та­ция ка­ле­ба­сов, из де­ре­ва вы­ре­за­ют риту­аль­ные фи­гур­ки бо­чио (рис., 3); при да­го­мей­ском дво­ре раз­ви­ва­лись резь­ба по де­ре­ву (ха­рак­тер­ны ски­пет­ры пра­ви­те­лей с зоо­морф­ны­ми окон­ча­ния­ми – рис., 1), ков­ка же­ле­за, ли­тьё из брон­зы, резь­ба по сло­но­вой кос­ти, ап­пли­ка­ция по тка­ни (рис., 2; см. так­же в ст. Або­мей). Из­вес­тен бо­га­тый фольк­лор (ми­фы, сказ­ки, ис­то­рич. ле­ген­ды и др.). Тра­диц. ве­ро­ва­ния – культ ду­хов (во­дун; см. так­же Ву­ду) – ис­пы­та­ли влия­ние религии йо­ру­ба. Во гла­ве пан­де­мо­ниу­ма – де­ми­ург и пра­ро­ди­тель Ма­ву-Ли­за (или па­ра близ­не­цов Ма­ву и Ли­за) и др. Ри­туа­лы ис­пол­ня­ют­ся жре­ца­ми, впа­даю­щи­ми в со­стоя­ние тран­са. В Ви­де раз­вит культ пи­то­нов.

Лит.: Herskovits M. J., Herskovits F. S. Da­ho­mean narrative. Evanston, 1958; Cor­ne­vin R. Histoire du Dahomey. P., 1962; idem. Le Da­homey. P., 1970; Forbes F. E. Dahomey and Dahomans. L., 1966. Vol. 1–2; Herskovits M. J. Dahomey. An ancient West African kingdom. Evanston, 1967. Vol. 1–2; Кот­ляр Е. С. Да­го­мей­ская ми­фо­ло­гия // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1987. Т. 1; Fadairo D. Par­lons fon: Langue et culture du Benin. P., 2001.

Вернуться к началу