Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛИППИ́НСКИЕ ГО́РНЫЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Филиппинские горные народы. Женщина манобо. Праздник Кадаяван в Давао. 2013. Фото Jeffrey Pioquinto / flickr.com

ФИЛИППИ́НСКИЕ ГО́РНЫЕ НАРО́ДЫ (иго­рот, лу­мад), груп­па на­ро­дов в со­ста­ве фи­лип­пин­цев. На­се­ля­ют внутр. гор­ные райо­ны (Кор­диль­е­ру) остро­вов Лу­сон (кан­ка­най – 375 тыс. чел., ифу­гао – 190 тыс. чел., иба­лои – 190 тыс. чел., ка­лин­га – 110 тыс. чел., тин­гиа­ны – 75 тыс. чел., ит­нег – 35 тыс. чел., илон­гот – 90 тыс. чел., гад­да­ны – 60 тыс. чел., бон­то­ки – 50 тыс. чел., ис­нег – 50 тыс. чел., ка­лан­гуя – 40 тыс. чел.; 2016, оцен­ка), Мин­да­нао (суб­ано­ны – 500 тыс. чел., ма­но­бо – 450 тыс. чел., би­лаа­ны – 300 тыс. чел., ба­го­бо – 300 тыс. чел., ман­дайя – 270 тыс. чел., ка­ла­ган – 240 тыс. чел., бу­кид­но­ны – 140 тыс. чел., ти­ру­раи – 65 тыс. чел.), Мин­до­ро (ха­ну­ноо – 20 тыс. чел., ирайя – 16 тыс. чел., бу­хид – 13 тыс. чел., тадь­я­ван – 6 тыс. чел.), Ба­тан (ива­та­ны – 50 тыс. чел.), Па­ла­ван (таг­ба­нуа – 30 тыс. чел., па­ла­ва­но – 26 тыс. чел.). В осн. со­хра­ня­ли тра­диц. ве­ро­ва­ния, с кон. 20 в. пе­ре­хо­дят в хри­сти­ан­ст­во разл. тол­ков про­тес­тан­тиз­ма.

До 19–20 вв. со­хра­ня­ли изо­ли­ров. по­ло­же­ние. Тра­диц. за­ня­тия – тер­рас­ное руч­ное и па­шен­ное под­сеч­но-ог­не­вое и по­лив­ное зем­ле­де­лие (за­лив­ной и су­хо­доль­ный рис, та­ро, ямс, ба­тат, ка­мо­те, ба­на­ны), раз­ве­де­ние сви­ней и кур, охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во (в т. ч. на на­спин­ном стан­ке) и ок­ра­ска тка­ней, пле­те­ние из бам­бу­ка и ро­тан­га, куз­не­че­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, из­го­тов­ле­ние ору­жия, муз. ин­ст­ру­мен­тов и ук­ра­ше­ний. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка и на­кид­ка у муж­чин, не­сши­тая юб­ка у жен­щин. Су­ще­ст­во­ва­ли сис­те­ма об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния и пре­стиж­ной соб­ст­вен­но­сти (брон­зо­вые гон­ги, ста­рин­ные кит. фар­фо­ро­вые со­су­ды, оже­ре­лья и др.), обыч­ное пра­во, де­ле­ние на ран­ги. Прак­ти­ко­ва­лись об­ря­ды ти­па по­тла­ча, кров­ная месть, охо­та за го­ло­ва­ми, об­ре­за­ние маль­чи­ков, та­туи­ров­ка, чер­не­ние и спи­ли­ва­ние зу­бов, но­ше­ние уш­ных вту­лок. Цен­тром об­щин­ной жиз­ни бы­ли муж­ские до­ма (ато) и до­ма мо­ло­дё­жи. Бы­ли раз­ви­ты куль­ты ду­хов-хо­зя­ев ме­ст­но­сти (лу­та), пред­ков (ани­то), ми­фо­ло­гия, су­ще­ст­во­ва­ли ша­ма­ны, жре­цы и зна­ха­ри. Фольк­лор вклю­чал эпос, сказ­ки, об­ря­до­вые пес­ни и пля­ски. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – пло­ские гон­ги, ба­ра­ба­ны, вар­га­ны, флей­ты (в т. ч. но­со­вые), цит­ры, гу­дел­ки, тре­щот­ки и др.

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 17–18 вв. По­пыт­ки под­чи­не­ния, хри­стиа­ни­за­ции и пе­ре­се­ле­ния Ф. г. н. на рав­ни­ну вы­зва­ли их ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние. Ны­не рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на гор­ные раз­ра­бот­ки, пе­ре­се­ле­ние в го­ро­да, сре­ди них есть лю­ди с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем.

Вернуться к началу