Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

У́СТНОЕ НАРО́ДНОЕ ПОЭТИ́ЧЕСКОЕ ТВО́РЧЕСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




У́СТНОЕ НАРО́ДНОЕ ПОЭТИ́ЧЕСКОЕ ТВО́РЧЕСТВО (на­род­ная сло­вес­ность, фольк­лор), со­во­куп­ность про­из­ве­де­ний раз­ных жан­ров мас­со­во­го сло­вес­но­го ху­дож. твор­че­ст­ва. Фольк­лор­ный тип твор­че­ст­ва пре­об­ла­дал у всех на­ро­дов на про­тя­же­нии мн. сто­ле­тий и пред­ше­ст­во­вал по­яв­ле­нию лит. тра­ди­ции; он свя­зан с фор­ми­ро­ва­ни­ем и раз­ви­ти­ем нац. эт­но­сов и яв­ля­ет­ся ис­то­рич. ос­но­вой всей ми­ро­вой ху­дож. куль­ту­ры. Ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти У. н. п. т.: кол­лек­тив­ность соз­да­ния и рас­про­стра­не­ния, тра­ди­ци­он­ность, ва­ри­ант­ность (т. е. су­ще­ст­во­ва­ние разл. «вер­сий» од­но­го тек­ста, воз­ни­каю­щих в про­цес­се им­про­ви­за­ции), со­че­та­ние сло­ва с ху­дож. эле­мен­та­ми др. ви­дов ис­кус­ст­ва, не­по­сред­ст­вен­ность кон­так­та твор­ца-ис­пол­ни­те­ля (рап­со­да, аэда, акы­на, ашу­га, коб­за­ря, ска­зите­ля и др.) со слу­ша­те­лем. Ху­до­же­ст­вен­но-сти­ли­стич. свое­об­ра­зие фольк­лор­ных про­из­ве­де­ний от­ме­че­но ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­но­го ро­да по­вто­ров (лек­си­че­ских, син­так­си­че­ских, сю­жет­ных), сте­рео­тип­ных сло­вес­ных фор­мул – то­по­сов, ак­тив­ным об­ра­ще­ни­ем к оли­це­тво­ре­ни­ям, па­рал­ле­лиз­мам, срав­не­ни­ям, ме­та­фо­рам, ме­то­ни­ми­ям, ги­пер­бо­лам и др. сред­ст­вам ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти.

Про­из­ве­де­ния нар. сло­вес­но­сти мо­гут быть со­став­ной ча­стью нар. об­ря­да (см. Об­ря­до­вый фольк­лор) и вне­об­ря­до­вы­ми. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся эпи­чес­кие, ли­ри­че­ские и дра­ма­тич. жан­ры. Эпич. жан­ры (имею­щие в сво­ей ос­но­ве сю­жет) мо­гут быть как пе­сен­ны­ми (сти­хо­твор­ны­ми) – бы­ли­ны, ис­то­ри­че­ские пес­ни, бал­ла­ды, ду­хов­ные сти­хи и др., так и про­заи­че­ски­ми, под­раз­де­ляю­щи­ми­ся на ска­зоч­ную (сказ­ки, не­бы­ли­цы) и не­ска­зоч­ную (ле­ген­ды, бы­лич­ки и др.) про­зу. К ли­рич. жан­рам от­но­сят ли­ри­че­ские пес­ни, час­туш­ки, при­чи­та­ния, ко­ляд­ки, вес­нян­ки и др.; к дра­ма­ти­че­ским – на­род­ную дра­му, вер­теп. Отд. груп­пу со­став­ля­ют фольк­лор­ные жан­ры ма­лой фор­мы: по­сло­ви­цы, по­го­вор­ки, за­гад­ки; осо­бая об­ласть У. н. п. т. – дет­ский фольк­лор.

По­яв­ле­ние и уга­са­ние фольк­лор­ных жан­ров у то­го или ино­го на­ро­да свя­за­ны с осо­бен­но­стя­ми его ис­то­рич. раз­ви­тия и спе­ци­фи­кой нац. куль­ту­ры. Так, в древ­ний пе­ри­од для боль­шин­ст­ва на­ро­дов ха­рак­тер­ны ро­до­вые пре­да­ния, ми­фо­ло­гич. рас­ска­зы, тру­до­вые и об­ря­до­вые пес­ни, за­го­во­ры; позд­нее фор­ми­ру­ют­ся сказ­ки и др. эпич. фор­мы; сре­ди позд­ней­ших жан­ров – анек­дот, на­род­ная дра­ма, час­туш­ка. Во 2-й пол. 19 в. за­ро­ж­да­ет­ся и по­лу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие пост­фольк­лор, не все­гда пре­ем­ст­вен­но свя­зан­ный с фольк­ло­ром тра­ди­ци­он­ным.

Про­из­ве­де­ния У. н. п. т. изу­ча­ет фольк­ло­ри­сти­ка.

См. так­же ст. Фольк­лор в то­ме «Россия».

Лит.: Чи­че­ров В. И. Во­про­сы тео­рии и ис­тории на­род­но­го твор­че­ст­ва. М., 1959; Гу­сев В. Е. Эс­те­ти­ка фольк­ло­ра. Л., 1967; Бо­га­ты­рев П. Г. Во­про­сы тео­рии на­род­но­го искус­ст­ва. М., 1971; Чис­тов К. В. На­род­ные тра­ди­ции и фольк­лор. Л., 1986; Пу­ти­лов Б. Н. Фольк­лор и на­род­ная куль­ту­ра. СПб., 1994; По­зде­ев В. А. «Тре­тья куль­ту­ра»: про­бле­мы фор­ми­ро­ва­ния и эс­те­ти­ки. М., 2000; Зуе­ва Т. В. Рус­ский фольк­лор: сло­варь-спра­воч­ник. М., 2002.

Вернуться к началу