Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШВЕ́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 731-732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Матыцина

ШВЕ́ДЫ (са­мо­на­зва­ние – svenskar), 1) на­се­ле­ние Шве­ции. 2) Скан­ди­нав­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Шве­ции. Чис­лен­ность 7,3 млн. чел. (2015, оцен­ка). Со­став­ля­ют круп­ней­шее эт­нич. мень­шин­ст­во в Фин­лян­дии (в осн. на юж. и зап. по­бе­ре­жье; 289,5 тыс. чел., в т. ч. в обл. Ууси­маа 132,2 тыс. чел., Похьянмаа – 89,9 тыс. чел., на Алан­д­ских о-вах 25,6 тыс. чел. – 2016, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в США (4,2 млн. чел. – 2015, оцен­ка), Ка­на­де (341,8 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Ар­ген­ти­не (ок. 170 тыс. чел.) и др. До сер. 20 в. зна­чит. швед. об­щи­на су­ще­ст­во­ва­ла в Эс­то­нии (по пе­ре­пи­си 1934 – 7,6 тыс. чел. с род­ным швед. яз.); в 1781 ука­зом Ека­те­ри­ны II шве­ды о. Хий­умаа бы­ли пе­ре­се­ле­ны в ни­зо­вья Днеп­ра, где ими ос­но­ва­но по­се­ле­ние Ста­ро­швед­ское (Gam­malsvensby, ны­не с. Зми­ев­ка Хер­сон­ской обл., Ук­раи­на); по пе­ре­пи­си 1926, их по­том­ки на­счи­ты­ва­ли св. 800 чел., в 1928 б. ч. их пе­ре­се­ли­лась в Шве­цию (в осн. на о. Гот­ланд), часть за­тем вер­ну­лась на Ук­раи­ну (ны­не их ок. 200 чел., до 20 чел. со­хра­ня­ют швед. яз.). Го­во­рят на швед­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. лю­те­ра­не, есть бап­тис­ты, ме­то­дис­ты, пя­ти­де­сят­ни­ки, ка­то­ли­ки и др.

Пред­ки Ш. – пле­ме­на све­ев (см. Свеа­ланд) и гё­тов (см. Гё­та­ланд). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Сев. Ев­ро­пы. За­ни­ма­лись па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (рожь, овёс, пше­ни­ца, яч­мень, кар­то­фель, са­хар­ная свёк­ла, лён, ко­но­п­ля), ско­то­вод­ст­вом и охо­той; на се­ве­ре со­хра­ня­ет­ся сис­те­ма лет­них па­ст­бищ (се­тер). Раз­виты ры­бо­лов­ст­во и лес­ные про­мыс­лы, узор­ное тка­че­ст­во, пле­те­ние кру­же­ва, вя­за­ние, вы­шив­ка, резь­ба и рос­пись по де­ре­ву.

Тра­диц. по­се­ле­ния – ху­тор (горд) или ма­ло­двор­ная де­рев­ня ку­че­вой, ря­до­вой или коль­це­вой пла­ни­ров­ки. Усадь­ба (горд) на юге (Ско­не, Бле­кин­ге, Гё­та­ланд и др.) замк­ну­той че­ты­рёх­уголь­ной пла­ни­ров­ки с во­ро­та­ми, в Центр. Шве­ции (Ве­стер­гёт­ланд, Свеа­ланд и др.) – по­кое­об­раз­ной, на се­ве­ре – раз­бро­сан­ной. Жи­лой дом (хюс) обыч­но ста­вит­ся в юж. час­ти дво­ра; горд вклю­ча­ет также хлев (сталль, фэ­хюс), ам­бар (столь­пбуд, бюр) на низ­ких стол­бах и двух­этаж­ную клеть (лофт), ба­ню (бад­стю­га), гум­но (лу­ге), са­раи (ла­да); ме­ста­ми со­хра­нил­ся лет­ний дом без окон с зем­ля­ным или ка­мен­ным по­лом с от­кры­тым оча­гом в цен­тре (эльд­хус – «дом с оча­гом»). По­строй­ки сруб­ные, с 20 в. – об­ши­тые дос­ка­ми, по­кра­ше­ны обыч­но в тём­но-крас­ный цвет с бе­лы­ми на­лич­ни­ка­ми. На юге рас­про­стра­не­ны по­строй­ки фах­верк. В Юж. и Ср. Шве­ции к жи­лой ком­на­те (стю­га) с двух сто­рон при­мы­ка­ют при­хо­жая и хо­лод­ные кле­ти (кам­ма­ре). Печь с оча­гом пе­ред усть­ем ста­вит­ся в ком­на­те у внутр. сте­ны, усть­ем к вхо­ду; до­пол­нит. очаг может быть устроен в при­хо­жей, часть ко­то­рой от­го­ра­жи­ва­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в кух­ню. На­про­тив пе­чи в стю­ге сто­ит стол, вдоль стен – ска­мьи (до кон. 19 в. не­под­виж­ные); рас­про­стра­не­ны кро­ва­ти-шка­фы. В Сев. Шве­ции жи­лая ком­на­та (вар­даг­с­стю­га) со­еди­ня­ет­ся с гор­ни­цей (хел­даг­с­стю­га), се­ня­ми (фёр­стю­га); печь ста­вит­ся у вхо­да усть­ем к пе­ред­ней сте­не, на­про­тив – стол и ме­сто хо­зяи­на; сте­ны ук­ра­ше­ны тка­ня­ми.

Шведский костюм: 1–2 – Даларна (у женщины характерны чепец и прикреплённый к поясу вышитый карман); 3 – Вермланд (характерен кафтан фолльтрёя); 4 – Сёдерманланд (характерен сарафан). Рис. Е.Н. Федорченко

Одеж­да раз­ли­ча­ет­ся у жи­те­лей разл. об­ла­стей. Муж­ской кос­тюм обыч­но вклю­ча­ет ру­ба­ху (шур­та), длин­ные или до ко­лен шта­ны (бюк­сур), жи­лет (вест), курт­ку (яка, трёя), ре­же – каф­тан (фолльт­рёя), на го­ло­ве – фет­ро­вую или со­ло­мен­ную шля­пу (хатт); жен­ский – бе­лую хлоп­ча­то­бу­маж­ную или льня­ную ру­ба­ху (сэрк) – простую или со­стоя­щую из бо­лее на­ряд­но­го об­рез­но­го вер­ха (эвер­дельс­сэрк) и бо­лее гру­бо­го ни­за (нер­дельс­сэрк); по­верх неё но­си­ли блу­зу (эвер­дель), са­ра­фан или ши­ро­кую шер­стя­ную юб­ку (чуль) с пе­ред­ни­ком (фёрк­лэ­де) и су­кон­ный кор­саж (снёр­лив), тка­ный шер­стя­ной по­яс с при­кре­п­лён­ным к не­му вы­ши­тым кар­ма­ном, на пле­чах – шер­стя­ную или шёл­ко­вую шаль, скреп­лён­ную на гру­ди се­реб­ря­ной брошью, на го­ло­ве – че­пец (бинд­мёс­са) или пла­ток (хю­вюд­дюк). Муж­ская и жен­ская обувь – баш­ма­ки и бе­лые чул­ки с ки­стя­ми.

По­все­днев­ная кух­ня (хюс­ман­кост) – го­ро­хо­вый суп (эр­тсоп­па), сви­ни­на с кар­то­фе­лем и брю­к­вой (рут­мус ме флеск), рыб­ные (фи­ск­бул­лар) и мяс­ные (чёт­бул­лар) фри­ка­дель­ки, кар­то­фель­ные ола­дьи (ро­ра­кур), при­го­тов­лен­ная в су­хом ма­ри­на­де ло­со­си­на (грав­лакс), же­ли­ро­ван­ная моль­ва (лут­фиск), ква­ше­ная са­ла­ка (сюр­ст­рём­минг) и др.; для де­сер­та ха­рак­тер­ны бу­лоч­ки с ко­ри­цей (ка­нель­бул­ле), ко­то­рым по­свя­щён осо­бый пра­з­д­ник (4 ок­тяб­ря). Тра­диц. празд­нич­ное блю­до (на Ро­ж­де­ст­во, Пас­ху и др.) – кар­то­фель­ная за­пе­кан­ка с ан­чо­уса­ми и лу­ком (Янс­сонс фре­стель­се – «ис­ку­ше­ние Ян­со­на»); в ав­гу­сте (се­зон лов­ли ра­ков) уст­раи­ва­ют пра­зд­ник Ра­ков (крефт­ши­ва, осн. ат­ри­бу­ты – бу­маж­ные шап­ки и ук­ра­ше­ния, гл. уго­ще­ние – ва­рё­ные ра­ки и вод­ка), на День св. Мар­ти­на (11 но­яб.) жа­рят «гу­ся Мар­ти­на» (мор­тен гос) и го­то­вят «чёр­ный суп» (свар­тсоп­па) из гу­си­ной кро­ви с фрук­та­ми и пря­но­стя­ми.

Осн. празд­ни­ки – День св. Лю­сии (Лю­сиадаген, 13 дек.), Ро­ж­де­ст­во (Юль), Но­вый год (Ню­ор­сда­ген), Бо­го­яв­ле­ние (Трет­тон­де­даг Юль), Пас­ха (Поск; ха­рак­тер­ны пас­халь­ные об­ход­ные об­ря­ды с уча­сти­ем ря­же­ных де­тей – поск­че­рин­гар), Валь­пур­гие­ва ночь (30 апр.), Пя­ти­де­сят­ни­ца (Пинг­ст­да­ген), Нац. день (6 ию­ня – в па­мять об из­бра­нии Гус­та­ва I Ва­зы в 1523 и под­пи­са­нии Ак­та о прав­ле­нии в 1809), пра­зд­ник Се­ре­ди­ны ле­та (Мид­сом­мар) и др. Фольк­лор вклю­ча­ет сказ­ки (са­гур), то­по­ни­мич. пре­да­ния (сэг­нер), бал­ла­ды (бал­ла­дер), за­столь­ные пес­ни (снап­сви­сур), за­гад­ки (го­тур) и др. Со­хра­ня­ет­ся нар. де­мо­но­ло­гия. Сре­ди пер­со­на­жей фоль­кло­ра вы­де­ля­ют­ся ве­ли­ка­ны (йэт­тар), трол­ли, кар­ли­ки (двэрьй­ар), до­мо­вые – доб­рые ду­хи и по­мощ­ни­ки хо­зя­ев (том­те­губ­бар, горд­стом­те; от сло­ва tomt – при­уса­деб­ный уча­сток; на юге их на­зы­ва­ют об­щим име­нем Нис­се), лес­ная де­ва (скуг­сро­эт) и ле­со­вик (бю­сен) или ста­ри­чок с фо­на­ри­ком (люкт­губ­бе), во­дя­ной (нэк­кен) и ру­сал­ка (шё­ро­эт, хавс­фрю), эль­фы (аль­вы; воз­мож­но, от др.-швед. alv – бе­лый), злые ду­хи уби­тых мла­ден­цев (мю­лин­ги), чу­до­вищ­ные змеи-дра­ко­ны (лин­дур­мы), злой дух, оли­це­тво­ре­ние ноч­ных кош­ма­ров (Ма­ра) и др.

Лит.: Мо­ро­зо­ва М. Н. Шве­ды // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1965. Т. 2; Ци­ви­ли­за­ция Се­вер­ной Ев­ро­пы. Сред­не­ве­ко­вый го­род и куль­тур­ное взаи­мо­дей­ст­вие. М., 1992; Вей­булль Й. Крат­кая ис­то­рия Шве­ции. Сток­гольм, 1997; Пан­кин Б. Швед­ский дом и его оби­та­те­ли. М., 2003.

Вернуться к началу