Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Шанские женщины.Фото кон. 19 – нач. 20 вв.

ША́НЫ, шан (са­мо­на­зва­ние – тай ньо, бирм. – шан-лум-йо), тай­ский на­род на вос­то­ке Мьян­мы, осн. на­се­ле­ние нац. обл. Шан; жи­вут так­же в об­лас­тях Си­кайн, Ка­чин, Кая и др. Чис­лен­ность 4,6 млн. чел. (2017, оцен­ка). Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ро-за­па­де Таи­лан­да (пров. На­к­хон­са­ван и се­вер пров. Камп­хэн­гп­хет; 100 тыс. чел.). Близ­ки к тай-ныа (тай Дэ­ху­на) на юго-за­па­де Ки­тая. Го­во­рят на шан­ском язы­ке. В осн. буд­ди­сты (на се­ве­ре – ма­хая­на, на юге – тхе­ра­ва­да).

Пред­ки Ш. ми­гри­ро­ва­ли из Юж. Ки­тая в кон. 1-го тыс. до н. э. – нач. 1-го тыс. н. э. В 8 в. н. э. они соз­да­ли ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ние Мы­ан­гмау, с 11 в. вас­саль­ное Па­га­ну. По­сле раз­гро­ма Па­га­на мон­го­ла­ми (1287) Ш. до­ми­ни­ро­ва­ли в Ин­до­ки­тае, ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись шан­ский яз., зем­ле­дельч. куль­ту­ра и буд­дизм. В 1550-е гг. бы­ли за­воё­ва­ны бирм. пра­ви­те­лем Бай­ин­нау­ном Чот­хин Ной­ат­ха, но со­хра­ня­ли ав­то­но­мию под управ­ле­ни­ем сао-пха (са­уб­ва). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Шан­ское на­го­рье бы­ло ок­ку­пи­ро­ва­но Япо­ни­ей и ар­ми­ей Го­минь­да­на. В 1947 по­лу­чи­ли нац. ав­то­но­мию в со­ста­ве Бирм. сою­за. По­сле пе­ре­во­ро­та Не Ви­на 1962 ве­ли по­сто­ян­ную борь­бу про­тив бирм. пра­ви­тель­ст­ва (Ар­мия шан­ско­го гос-ва, Нац. ар­мия шан­ско­го гос-ва и др.). Кон­флик­ты на ос­но­ве шан­ско­го се­па­ра­тиз­ма про­дол­жа­ют­ся и по­сле при­ня­тия Кон­сти­ту­ции 2008.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. За­ни­ма­ют­ся в до­ли­нах по­лив­ным, в го­рах – под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (рис, чай, та­бак, хло­пок, кун­жут, опий­ный мак). Раз­ви­ты раз­ве­де­ние круп­но­го и мел­ко­го ро­га­то­го ско­та, шел­ко­вод­ст­во, куз­неч­ное, юве­лир­ное, ору­жей­ное де­ло, про­из-во ла­ка, тка­че­ст­во, вы­шив­ка, пле­те­ние. Жи­ли­ще свай­ное с под­вес­ным гли­но­бит­ным оча­гом. До­ма зна­ти – двух­этаж­ные, на верх­нем эта­же – жи­лые ком­на­ты и по­ме­ще­ния для хра­не­ния ри­ту­аль­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов (флей­ты, гон­ги, ба­ра­ба­ны, в т. ч. брон­зо­вые ба­ра­ба­ны, вос­хо­дя­щие к куль­ту­ре Донг­шон) и ру­ко­пи­сей; кров­ля ук­ра­ше­на резь­бой и ке­ра­мич. фи­гу­ра­ми. Жен­ская оде­ж­да – юб­ка ти­па са­рон­га и коф­та, муж­ская – ши­ро­кие шта­ны на при­шив­ном поя­се, за ко­то­рый за­ткну­та ку­ри­тель­ная труб­ка, пря­мая курт­ка, тюр­бан; муж­чи­ны и жен­щи­ны но­сят брас­ле­ты, прак­ти­ку­ют та­туи­ров­ку. Со­хра­ни­лись куль­ты ду­хов (пхи), ти­гра (ве­ра в про­ис­хо­ж­де­ние Ш. от ти­гра, воз­мож­ность пе­ре­во­пло­ще­ния в ти­гра и т. п.).

Лит.: Стра­та­но­вич Г. Г. Шань // На­ро­ды Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1966.

Вернуться к началу