Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАМАНИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Харитонова
Алтайский «чёрный» шаман (кара кам) с бубном. Одет в ритуальный костюм (манъяк) с привесками, символизирующими помощников – проводников в подземном мире (длинные жгуты обозначают змей и ящериц, коротк... Российский этнографический музей

ШАМАНИ́ЗМ (от тун­гус­ско­го «са­ман» – воз­бу­ж­дён­ный, ис­сту­п­лён­ный че­ло­век), тер­мин, обо­зна­чаю­щий раз­но­об­раз­ные ма­ги­ко-мис­тич. и ма­ги­ко-ме­ди­цин­ские тех­ни­ки и прак­ти­ки у разл. на­ро­дов мира. Со­би­рат. тер­мин для обо­зна­че­ния Ш. как це­ло­ст­но­го яв­ле­ния есть не у всех на­ро­дов; не­ко­то­рые учё­ные счи­та­ют клас­сич. ва­ри­ан­том(ами) си­бир­ский и центр.-ази­ат­ский Ш. Ми­ро­воз­зрен­че­ски Ш. ос­но­ван на ани­миз­ме, ани­ма­тиз­ме, то­те­миз­ме, пред­ков куль­те. Учи­ты­вая раз­ные осо­бен­но­сти Ш., его оп­ре­де­ля­ют ли­бо как культ или по­ли­теи­стич. ре­ли­гию с ис­то­ка­ми в па­лео­ли­те, ли­бо как «тех­ни­ку экс­та­за» (М. Элиа­де). Не­ко­то­рые отеч. ис­сле­до­ва­те­ли ис­поль­зо­ва­ли вме­сто тер­ми­на «Ш.» – «ша­ман­ст­во» (В. Н. Ба­си­лов); дру­гие раз­ли­ча­ют их, обо­зна­чая пер­вым «бы­то­вой Ш.» – ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ные ми­ро­воз­зренч. фольк­ло­ри­зо­ван­ные зна­ния, вто­рым – проф. ри­туа­лы и прак­ти­ку, ли­бо на­обо­рот. Ш. вклю­ча­ет прак­ти­ки как жре­цов куль­та (в т. ч. про­мы­сло­вых и хо­зяйств. ри­туа­лов), так и ду­хов­ных це­ли­те­лей; в свя­зи с этим не­ко­то­рые учё­ные раз­де­ля­ют жре­че­ст­во и собств. ша­ма­низм.

Центр. фи­гу­ра Ш. – шаман, че­ло­век, об­ла­даю­щий спо­соб­но­стя­ми по­гру­жать­ся в транс (из­ме­нён­ные со­стоя­ния соз­на­ния – ИСС) или ими­ти­рую­щий это; ИСС до­сти­га­ют­ся с по­мо­щью аф­фек­тив­ных тех­ник, гал­лю­ци­но­ген­ных средств, гип­но­за, ме­ди­та­ции, ас­ке­тиз­ма. Ша­ман пред­став­ля­ет­ся как из­бран­ный ду­ха­ми (пред­ков, при­ро­ды, хо­зя­ев ме­ст­но­сти) или бо­же­ст­ва­ми, при­ну­ж­дён­ный к ри­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и при­ня­тый со­циу­мом в та­кой ро­ли че­ло­век, за­да­чей ко­то­ро­го бы­ло обес­пе­че­ние с по­мо­щью ду­хов бла­го­по­лу­чия ро­да/пле­ме­ни. Ста­нов­ле­ние ша­ма­на тра­ди­ци­он­но про­ис­хо­ди­ло че­рез «ша­ман­скую бо­лезнь» – осо­бое пси­хо­фи­зио­ло­гич. со­стоя­ние, т. е. ду­хов­ную ини­циа­цию, вос­при­ни­мав­шую­ся как этап при­ну­ж­де­ния ду­ха­ми к на­ча­лу прак­ти­ки, и по­сле­дую­щий ро­до­вой об­ряд по­свя­ще­ния, в хо­де ко­то­ро­го ша­ман по­лу­чал (обыч­но по­этап­но) свои кос­тюм и ат­ри­бу­ты. Для ша­ман­ско­го кос­тю­ма ха­рак­тер­ны ме­тал­лич. де­та­ли, зер­каль­ца, сим­во­лич. ри­сун­ки и т. п. Ис­поль­зова­лись ли­це­вые мас­ки, в юж. ре­гио­нах – ри­ту­аль­ная рас­крас­ка. Важ­ную роль в ша­ман­ских ри­туа­лах (кам­ла­ние, от тюрк. кам – «ша­ман») вы­пол­ня­ли муз. ин­ст­ру­мен­ты – ша­ман­ский бу­бен, ба­ра­бан, вар­ган, тре­щот­ки, по­гре­муш­ки, ко­то­рые, как и ша­ман­ские пес­но­пе­ния, спо­соб­ст­во­ва­ли вве­де­нию ша­ма­на и при­сут­ст­вую­щих на ри­туа­ле в ИСС. Сре­ди ша­ман­ских тех­ник: пу­те­ше­ст­вие ша­ма­на (пре­бы­ва­ние ду­хов ша­ма­на или его ду­ши в по­тус­то­рон­них ми­рах, по наи­бо­лее из­вест­ной клас­си­фи­ка­ции – в верх­нем, ниж­нем и сред­нем); все­ле­ние ду­ха (дух-пре­док или бо­же­ст­во ин­кор­по­ри­ру­ет­ся ша­ма­ном, ду­ша ко­то­ро­го в это вре­мя вы­хо­дит из те­ла, на­хо­дясь ря­дом или от­прав­ля­ясь в пу­те­ше­ст­вие) – тех­ни­ка, мак­си­маль­но сбли­жаю­щая­ся с кон­тро­ли­руе­мой одер­жи­мо­стью; вы­зы­ва­ние и из­гна­ние ду­хов и др. В Ш. из­вест­ны слу­чаи транс­ве­стиз­ма (ша­ма­ны пре­вра­щён­но­го по­ла), «со­жи­тель­ст­ва с ду­ха­ми» (ес­ли ду­хи не ос­мыс­ля­лись как пред­ки) и т. п. Раз­ли­ча­лись бо­лее и ме­нее «силь­ные» ша­ма­ны, в за­ви­си­мо­сти от осо­бен­но­стей прак­ти­ки и ис­поль­зуе­мых тех­ник (в т. ч. пу­те­ше­ст­вий в верх­ний и/или ниж­ний ми­ры) – «бе­лые» и «чёр­ные»; «чёр­ных» ша­ма­нов мог­ли счи­тать более силь­ны­ми и опыт­ны­ми (пу­те­ше­ст­во­ва­ли в страш­ные под­зем­ные ми­ры), а так­же со­от­но­сить с кол­ду­на­ми; ша­ма­на­ми бы­ли и муж­чи­ны и жен­щи­ны (во­про­сы о том, ко­го из них боль­ше и кто из них «силь­нее», ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми). Ино­гда име­ет­ся связь Ш. с не­ко­то­ры­ми про­фес­сия­ми (напр., с куз­неч­ным де­лом).

Ве­ро­ят­но, в час­ти пред­став­ле­ний о ми­ре, а так­же ма­ги­ко-мис­тич. и ма­ги­ко-мед. прак­тик, су­ще­ст­во­вав­ших по за­ко­нам уст­ной тра­ди­ции в лю­бой куль­ту­ре, Ш. бы­то­вал у боль­шин­ст­ва на­ро­дов, у не­ко­то­рых, воз­мож­но, позд­нее транс­фор­ми­ро­вав­шись в кол­дов­ст­во и зна­хар­ст­во. Ш. лег­ко ужи­вал­ся с ины­ми куль­тур­но-ре­лиг. сис­те­ма­ми, но зна­чи­тель­но по­стра­дал с рас­про­стра­не­ни­ем ми­ро­вых ре­ли­гий. В сов. пе­ри­од на тер­ри­то­рии Се­ве­ра и Си­би­ри в СССР, а так­же в Мон­го­лии, Ки­тае, КНДР, Вьет­на­ме и др. ша­ман­ские прак­ти­ки, осо­бен­но жре­че­ские, бы­ли за­пре­ще­ны, что при­ве­ло к поч­ти пол­но­му унич­то­же­нию проф. Ш. во мн. ре­гио­нах. Не­ко­то­рые ша­ман­ские ри­туа­лы ока­зы­ва­лись под за­пре­том в США. Во 2-й пол. 20 в. Ш. был «воз­ро­ж­дён» вна­ча­ле на Амер. кон­ти­нен­те и за­тем в Ев­ра­зии в ва­ри­ан­те не­оша­ма­низ­ма (ко­то­рый ино­гда со­от­но­сят с дви­же­ни­ем Нью Эйдж), от­час­ти сомк­нув­ше­го­ся с эко­ло­гич. дви­же­ния­ми (напр., в Скан­ди­нав­ских стра­нах). Ша­ман­ские прак­ти­ки ис­поль­зу­ют­ся разл. на­прав­ле­ния­ми пси­хо­ло­гии, осо­бен­но – транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гией.

Лит.: Ба­си­лов В. Н. Из­бран­ни­ки ду­хов. М., 1984; Shamanism: An encyclopedia of world beliefs, practices, and culture / Ed. M. N. Walter, E. J. N. Fridman. Santa Barbara, 2004. Vol. 1–2; Ха­ри­то­но­ва В. И. Фе­никс из пе­п­ла? Си­бир­ский ша­ма­низм на ру­бе­же ты­ся­че­ле­тий. М., 2006; Ша­ма­низм на­ро­дов Си­би­ри: Эт­но­гра­фи­че­ские ма­те­риа­лы XVIII–XX вв.: Хре­сто­ма­тия: В 2 т. / Авт.-сост. Т. Ю. Сем. 2-е изд. СПб., 2011; Крипп­нер С., Си­ди­ан Ут­рен­няя Звез­да Джонс. Ша­ман по име­ни Ро­ко­чу­щий Гром. М., 2012; Элиа­де М. Ша­ма­низм: Ар­хаи­че­ские тех­ни­ки экс­та­за. 2-е изд. М., 2015.

Вернуться к началу